Из третьей беседы о статуях
Святитель Иоанн Златоуст: Когда посмотрю на этот престол, праздный и оставленный
учителем, то вместе и радуюсь и плачу.О чем плачет и о чем радуется святитель? И кто оставил свой престол и по какой причине?
Напомню, что "Беседы о статуях" были произнесены Златоустом в весьма тревожное время - до и после
мятежа в Антиохии в 387 г.
Итак, волнения усмирены, утихли, город погрузился в атмосферу страха.
В то время в Антиохии главой местной Церкви был епископ Флавиан. О нем-то и говорит Златоуст в начале Третьей беседы.Рукоположение Иоанна Златоуста
епископом Флавианом во пресвитера"Плачу, потому что не вижу здесь отца; радуюсь, потому что он отправился в путь для нашего
спасения, и пошел избавить такое множество народа от царского гнева что и для вас украшение, и для
него венец: для вас украшение, что имеете такого отца; для него венец, что так он любвеобилен к
чадам, и оправдал самыми делами то, что сказал Христос услышав, что пастырь добрый душу свою
полагает за овцы (Иоан. X, 11), он пошел с готовностью положить свою душу за всех нас, хотя и
многое препятствовало ему отправиться в путь и принуждало его остаться здесь. Это, прежде всего,
его престарелые лета; потом - немощь телесная, и время года, и приближение святого праздника;
наконец - сестра, которая у него одна и находится при последнем издыхании. Но он презрел и
родство, и старость, и немощь, и трудность времени, и тягость путешествия: и, всему предпочитая
вас и ваше спасение, расторг все эти узы, и, как юноша, летит теперь старец, окрыленный
ревностно."
В столицу к императору сразу же после бунта были посланы вестники с докладом о мятеже. Все ждали
гнева императора Феодосия, который вполне мог приказать разрушить Антиохию.В городе остался
пресвитер Иоанн Златоуст, а епископ Флавиан отправился к императору молить пощадить город."Он хорошо понял, что у него теперь дело не об одном городе, но обо всем востоке; так как наш
город есть глава и мать городов, лежащих на востоке. Поэтому он порешил потерпеть всякую
опасность, и ничто не могло удержать его здесь. И уповаю, что наши надежды будут нетщетны; потому
что Бог не презрит такого усердия и попечения, и не попустит, чтобы Его служитель возвратился без
успеха. Знаю, что, как только он предстанет и увидит благочестивого царя, то одним своим видом в
состоянии будет тотчас укротить гнев; потому что у святых не только слова, но и самые лица
исполнены духовной Благодати. А он исполнен и великой мудрости, и, будучи сведущ в божественных
законах, скажет ему то же, что и Моисей сказал Богу: аще убо оставиши им грех их, остави, аще же
ни, умертви и меня с ними (Исх. XXXII, 32). Таково сердце святых, что умереть с своими чадами им
приятнее, чем жить без них."
Иоанн Златоуст всеми силами старался поддержать и ободрить прихожан, не забывая и о проповедях. В
третьей беседе мы встречаем его рассуждения о Посте и духовном оружии. Выражая надежду на Бога и
дерзновение Флавиана в его миссии, Златоуст продолжает:"Не будем же отчаиваться в своем спасении, но станем воссылать к небесному Царю прошения, молитвы,
моления и предстательства со многими слезами. Пусть и настоящий пост будет нашим сподвижником и
помощником в этом благом предстательстве. Как по прошествии зимы и с наступлением лета, мореходец
выводит в море свое судно, воин чистит оружие и готовит коня на сражение, земледелец точит серп,
путешественник смело отправляется в дальнюю дорогу, борец слагает с себя одежду и приготовляется к
борьбе; так и мы, с наступлением поста, этого духовного лета, как воины - вычистим оружие, как
земледельцы - наточим серп, как кормчие - противопоставим свои помыслы волнам беспорядочных
пожеланий, как путники - начнем путь к небу, как борцы - приготовимся к борьбе. Верующий есть и
земледелец и кормчий, и воин, и борец, и путник."
И далее - прекрасное сравнение, примененное Златоустом для того, что бы показать, как в духовной
брани совмещаются полная нагота и полная вооруженность."Видел ты борца? Видел воина? Если ты борец, тебе надобно вступать в борьбу нагим. Если ты воин,
тебе должно стать в строю вооруженным. Как же возможно то и другое вместе: быть и нагим и не
нагим, одетым и не одетым?"
Этот вопрос весьма часто задается и современными людьми: ну вот каким образом можно совместить
нищету, слабость и силу, дерзновение?"Я скажу - как. Сложи с себя житейские дела, и ты стал борцом. Облекись в духовные доспехи, и ты
стал воином. Обнажись от забот житейских, потому что наступило время борьбы. Облекись в духовные
доспехи, потому что у нас возгорелась жестокая война с демонами. Для того и должно быть нагим,
чтобы дьяволу, вступая в борьбу с нами, не за что было схватить нас; должно облечь себя доспехами
со всех сторон, чтобы нам ни с которой стороны не получить смертельного удара."
" Вступи на путь, ведущий к небу, вступи на путь тесный и узкий, - и поди по нему. Как же ты
можешь и вступить на этот путь, и идти по нему? Изнуряя и порабощая свое тело; потому что на
тесном пути много препятствует тучность от пресыщения. Укроти волны беспорядочных страстей, усмири
бурю злых помыслов, сохрани в целости ладью, покажи большую опытность, - и ты кормчий.
Для всего этого да будет у нас и поприщем и учителем пост, - пост разумею не тот, который содержат
многие, но тот истинный, - воздержание не от пищи только, но и от грехов: потому что пост сам по
себе не может спасти соблюдающих его, если не будет сообразен с поставленным законом. И борец,
сказано, не венчается, аще незаконно будет подвизатися (2 Тим. II, 5).
Итак, чтобы нам, и совершив подвиг поста, не лишиться венца за него, поучимся, как и каким
способом должно совершать этот подвиг. И фарисей постился, но после поста вышел (из храма)
лишенным плодов, произращаемых постом. Мытарь же не постился, и непостившийся превзошел
постившегося, чтобы ты знал, что нет никакой пользы от поста, если ему не сопутствует и все
прочее."
И в заключении беседы - снова к городским проблемам и чаяниям горожан, не забывая о наставлениях
духовных."Дай Бог, чтобы произошла какая-нибудь добрая и счастливая перемена. Я однако же предсказываю и
объявляю, что, если и пройдет эта туча, а мы останемся при прежней беспечности, то нас постигнут
бедствия еще более тяжкие, нежели те, каких мы теперь ожидаем. Да и теперь боюсь не столько гнева
царского, сколько вашей беспечности. Чтобы получить нам прощение, не довольно помолиться два и три
дня; надобно произвести перемену во всей жизни, и оставив порок, постоянно пребывать в
добродетели. Как для больных, если они не ведут постоянно правильной жизни, нет никакой пользы от
того, что они благоразумно проведут два или три дня; так и грешники, если не навсегда воздержатся
от порока, ничего не получат от двухдневного о или трехдневного исправления. Как, говорят,
моющийся, потом опять марающийся в грязи не получает никакой пользы; так и каявшийся в течение
трех дней и опять возвратившийся к прежнему не сделал никакого успеха (в добродетели)."