Последние темы | » C Крещением автор Админ. Ср Янв 19, 2022 6:22 am
» Рождество Христово 2022 автор Админ. Пт Янв 07, 2022 8:36 am
» Новый год 2022 автор Админ. Сб Янв 01, 2022 8:32 am
» 2021 автор Админ. Пт Дек 31, 2021 6:28 pm
» Троица автор Админ. Вс Июн 20, 2021 4:56 am
» День Победы! автор Админ. Вс Май 09, 2021 6:10 am
» ПАСХА_2021 автор Админ. Вс Май 02, 2021 5:29 am
» ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ПРАВОСЛАВНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ автор Админ. Вс Апр 25, 2021 6:17 am
» Прощеное Воскресенье автор Админ. Вс Мар 14, 2021 5:57 am
» 8 марта. автор Админ. Пн Мар 08, 2021 7:18 am
|
|
| И снова о свободе | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Гость Гость
| Тема: И снова о свободе Пт Апр 15, 2011 8:23 am | |
| Я снова о главном. Что за свобода дана верующему, если Господь предвидит и предвосхищает все. И более того, спасется только избранный, но не сами же мы себя избираем...В чем наша свобода выбора? |
| | | miha61
Сообщения : 1299 Дата регистрации : 2011-04-03 Возраст : 63 Откуда : Москва
| Тема: Re: И снова о свободе Пт Апр 15, 2011 4:10 pm | |
| Свобода дана не только верующиму, но и любому человеку. Как раз, она дает право на выбор - верить Богу, а значит вести жизнь предложенную Христом или не верить и этим отвергнуть Бога. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: И снова о свободе Пт Апр 15, 2011 4:18 pm | |
| Хорошая тема, Ира, спасибо. Интересная и сложная. Полистала сайты. Есть мнение, что правильнее говорить о предвидении, а не о предопределении Господом всего происходящего в нашем мире. Например, Профессор МДА Осипов А.И. http://azbyka.ru/dictionary/15/predvidenie_i_predopredelenie-all.shtml : [...Нельзя смешивать предвидение с предопределением. Родители могут подчас предвидеть, что будет с их ребенком, если он пойдет вот туда-то. Но этим они не предопределяют его поведение, только предвидят, т.е. предвидение - не предопределение. В том и заключается качество свободы, что человек поставлен перед выбором. И этот выбор, сам акт выбора, сама ориентация личности уже определяет его состояние...] Те богословы, которые используют термин "предопределение" понимают под ним также "предвидение". Архимандрит Платон (Игумнов) Православное нравственное богословие http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/igumnov/igumnov1/84.html : [... Православная Церковь учит и исповедует, что предвечное предопределение Божие о мире и человеке не исключает и не устраняет личную свободу отдельного человека. При этом предопределение Божие, понимаемое как абсолютное предведение Божие о всем, что совершается во времени, ничем не ограничивает нравственную свободу человеческой личности...] Если почитать толкования православных святых отцов на слова из Евангелия, которые обычно приводятся сторонниками доктрины предопределения (спасутся только те, кого Господь избрал ко спасению, остальные погибнут), то там совсем другое толкование этих слов. Я обычно смотрю толкования на Евангелия блаженного Феофилакта. Например, бл. Феофилакт http://feofilakt.org.ua/ot-ioanna/glava-6 : [... И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего...Часто мы говорили, что когда слышишь, что Отец дает веру в Сына, не думай, что одним Отец благотворит, а другим - нет, по жребию, ибо это свойственно неправедному, но так понимай, что Отец благодетельствует и дает дар веры тем, у которых есть произволение. Ибо не имеющий произволения не получит пользы и от помощи Божией. Объяснюсь. Бог дает всем Свои дары. Одни принимают и хорошо употребляют данное и, сохраняя оное, показывают дар Божий. А другие принимают, но теряют данное и оказываются ничего не получившими. Итак, когда евангелист говорит, что кому не будет дано от Отца, тот не может прийти к Сыну, то слова его значат, что приходит к Сыну тот, кому дает Отец и кто сохранит поданный ему от Бога дар...] Или часто употребляемая фраза "не вы Меня избрали, но Я вас избрал", здесь контекст смотреть надо (и толкования блаженного Феофилакта ). http://feofilakt.org.ua/ot-ioanna/glava-15[... Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую Вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя мое, Он дал вам. Постоянно вставляет речь о любви и этими многими речами показывает нам то, что заповедь о любви важнее прочих и требует большого усердия. Представляет и величайшее доказательство любви Своей. Я, говорит, люблю вас настолько, что открыл вам неизреченные тайны. Ибо Я сообщил вам все, что слышал от Отца Моего. Как же в другом месте (Ин. 16, 12) говорит: много имею Я сказать вам, но вы не можете понести? Он сообщил им все то, что можно было им выслушать и что они могли теперь понять. Когда же говорит: "все, что слышал от Отца Моего", то не подумай, будто Он нуждается в научении, а показывает то, что Он не возвещает ничего постороннего, но то, что принадлежит Отцу, и что все слова Его суть слова Отца. Сказав, что доказательством любви Моей к вам служит сообщение вам тайн, прибавляет и другой признак любви. "Я, говорит, вас избрал", то есть не вы пристали к Моей дружбе, но Я к вам, и Я первый возлюбил вас. Как же Я оставлю вас на последующее время? - "И поставил вас", то есть Я насадил вас, "чтобы вы шли", то есть, чтобы вы росли, умножались, расширялись, распространялись и приносили плод. Здесь Он ясно выставляет Сам Себя делателем. Он и выше объявил Себя очистителем, когда сказал: "вы очищены чрез слово, которое Я проповедал вам" (ст. 3), а теперь еще яснее, когда сказал: Я избрал вас и поставил вас. Ибо известно, что делатель выбирает и полагает ветви в землю. Видишь ли равенство Отца и Сына? Выше называется делателем Отец, а здесь является делателем - Сын. Постыдись, Арий, с теми, которые вместе с тобою поработились нечестию. - Вот и еще признак любви. "Дабы, чего ни попросите от Отца, Он дал вам", то есть Я дам вам. Хотя по связи следовало бы сказать: чего ни попросите у Отца, даст вам; - а Он сказал: Я дам вам, - сказал так, без сомнения, по равенству силы. Ибо Отец, когда дает, дает Своею десницею, а десница Его - Сын. Примечай, прошу тебя, и то, что когда мы, быв насаждены, приносим плод, тогда и даст нам, чего ни попросим; если же не приносим плода, то не получим. Ибо кто не приносит плода, тот и не просит полезного и спасительного для души, но непременно просит мирского и бесполезного, а потому и не получает. Ибо "просите", сказано, "но не получаете, потому что не на добро просите" (Иак. 4, 3)...] Мое мнение: Господь дает каждому из нас все, что является полезным для нашего спасения в каждый момент нашей жизни с учетом духовного состояния человека (то, что полезно одному, может быть вредно другому). Господь, как мудрый врач, каждому дает нужное лекарство, оставляя за нами право принять или не принять Его дар. Он ценит нашу свободу. В зависимости от свободного выбора человека обстоятельства, которые являются благоприятными для его спасения, меняются. Нет фатализма. Можно вспомнить пророка Иону и Ниневию - действенное покаяние жителей города отвратило от них кару Господа. |
| | | miha61
Сообщения : 1299 Дата регистрации : 2011-04-03 Возраст : 63 Откуда : Москва
| Тема: Re: И снова о свободе Пт Апр 15, 2011 4:30 pm | |
| Господь по Премудрости Своей создал множество законов, как научных, так и духовных. Нарушение, которых, влечет за собой, очевидные последствия. Учебники, учат не нарушать земные, т.к может пострадать тело. Евангелие предостерегает от нарушения духовных, чтобы не пострадала душа. Человек свободно может выбрать для себя, соблюдать или не соблюдать их. | |
| | | Мотя на танке
Сообщения : 93 Дата регистрации : 2011-04-13 Откуда : Москва
| Тема: Re: И снова о свободе Пт Апр 15, 2011 9:23 pm | |
| - Ирина пишет:
- Я снова о главном. Что за свобода дана верующему, если Господь предвидит и предвосхищает все. И более того, спасется только избранный, но не сами же мы себя избираем...В чем наша свобода выбора?
Бог знает будущее человека, но не лишает его права в выборе поступков. С избранностью вопрос сложный. Ввыдержки из Откровения Иоанна Богослова:[Откр 20] 12 | И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. | [Откр 17] 8 | Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. | [Откр 21] 27 | И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. | [Откр 3] 5 | Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. | [Откр 13] 8 | И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. |
| |
| | | ДмитрийИв
Сообщения : 632 Дата регистрации : 2011-04-01 Откуда : Русь
| Тема: Re: И снова о свободе Пт Апр 15, 2011 10:25 pm | |
| - Ирина пишет:
- Я снова о главном. Что за свобода дана верующему, если Господь предвидит и предвосхищает все. И более того, спасется только избранный, но не сами же мы себя избираем...В чем наша свобода выбора?
Думаю свобода выбора заключается в том, с Господом быть или нет. Господь не нарушает нашу свободу, но пытается исцелить души наши от язв греха, и почему именно таким спососбом, способом скорбей?, потому что пала душа через соблазн, скорбь, противоположность соблазну, соответственно и спасаемся скорбями. На счёт избранности, Преподобный Макарий Великий говорит: "Устроив спасение, Господь хочет, чтобы желающие спаслись, но никого не принуждает" (2, т.1. с. 171) Вот в этом и есть наша свобода и ещё Спаситель сказал: "много званых, а мало избранных" Почему, да потому что мы не избрали Господа в сердце своём, мы не избрали Путь и Спасение, потому то и мало избранных, а Господь всем спасения хочет, без исключения, оттого то и живут на земле и добрый и злой человек, мне так думается | |
| | | miha61
Сообщения : 1299 Дата регистрации : 2011-04-03 Возраст : 63 Откуда : Москва
| Тема: Re: И снова о свободе Сб Апр 16, 2011 12:09 am | |
| - Цитата :
- Господь предвидит и предвосхищает все.
Возможно ли предвидеть будущее человека, шагнувшего, по своей воли, с многоэтажки? Возможно ли предвидеть будущее человека, отдавшему, свою жизнь, воле Господа, служению Ему и ближнему? | |
| | | ДмитрийИв
Сообщения : 632 Дата регистрации : 2011-04-01 Откуда : Русь
| Тема: Re: И снова о свободе Сб Апр 16, 2011 12:02 pm | |
| Да уж, врядли бы Господь поселил человека в раю если бы знал, что всё так обернётся, если бы Он всё знал и предвосхищал, было бы для нас это свободой?, хотя с другой стороны, Господь вездесущь, но свобода наша для Него непрекосновенна, и дано нам было в свободе своей пасть , что бы познать эту сторону без Господа, и отринуть или принять....... | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: И снова о свободе Сб Апр 16, 2011 4:16 pm | |
| Посмотрела материал о книге жизни. http://www.pravoslavie.ru/answers/6689.htm Вопрос: Что такое "книга жизни"??? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): [ Книга, куда вписываются на небе добрые дела. Семь раз упоминается в Апокалипсисе и один раз в Послании св. апостола Павла: Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни (Фил.4:3).] Книга жизни в Священном писании. Библия о книге жизни. http://www.pravera.ru/booklife.htm : [...Как видим, ни в одном месте не говорится, что в эту книгу записаны имена спасенных. По существующему толкованию, словами «книга жизни» символически названа запись на небе добрых дел, которыми человек оправдается на Суде и получит вечную жизнь. Христианскому учению совершенно чужда идея предопределения. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).] И в вечерних молитвах просим: Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней (книге жизни) и даруй ми конец благий. (Молитва святого Иоанна Златоуста) У святителя Николая Сербского (Феодул, или Раб Божий http://azbyka.ru/otechnik/?Nikolaj_Serbskij/feodul=29 ) есть такие слова: [...Но, о Феодул, другой вопрос открывается перед нами в связи с этой удивительной книгой. Это вопрос, который иные философы и богословы ошибочно называли вопросом о свободной воле человека. А почему не вопросом о свободной мысли? И вопросом о свободном чувствовании и свободном хотении? Почему только волю принимают во внимание? Думаю, что лучше всего сказать: вопрос о свободе человека вообще. На Западе этот вопрос намного больше дискутировался, чем на Востоке. Судьба и свободная воля человека на Востоке не борются одна против другой, но мирно объединяются. Невидимая книга живых не есть некий фатум, довлеющий над Ангелами и людьми – и над богами, как баснословили многобожные эллины и индийцы, – а промыслительный Божий план спасения людей, ибо сказано, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины 815. О том же говорит и Христова притча о пропавшей сотой овце, которую хозяин заботливо ищет, чтобы спасти. И еще сказано о Слове Божием, о Логосе: Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир 816. А если Бог хочет для всех людей спасения и если светом Своим просвещает всякого человека, посылаемого Им в мир, то тогда ясно, что изначально все люди записаны в книге жизни, но имена некоторых или многих изглаждаются из этой книги вследствие их греха против Бога или против ближних и снова вписываются после их покаяния и возвращения на правильный путь...] |
| | | Мотя на танке
Сообщения : 93 Дата регистрации : 2011-04-13 Откуда : Москва
| Тема: Re: И снова о свободе Сб Апр 16, 2011 6:08 pm | |
| - Ольга 79 пишет:
- У святителя Николая Сербского (Феодул, или Раб Божий http://azbyka.ru/otechnik/?Nikolaj_Serbskij/feodul=29 ) есть такие слова:
[...Но, о Феодул, другой вопрос открывается перед нами в связи с этой удивительной книгой. Это вопрос, который иные философы и богословы ошибочно называли вопросом о свободной воле человека. А почему не вопросом о свободной мысли? И вопросом о свободном чувствовании и свободном хотении? Почему только волю принимают во внимание? Думаю, что лучше всего сказать: вопрос о свободе человека вообще. На Западе этот вопрос намного больше дискутировался, чем на Востоке. Судьба и свободная воля человека на Востоке не борются одна против другой, но мирно объединяются. Невидимая книга живых не есть некий фатум, довлеющий над Ангелами и людьми – и над богами, как баснословили многобожные эллины и индийцы, – а промыслительный Божий план спасения людей, ибо сказано, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины 815. О том же говорит и Христова притча о пропавшей сотой овце, которую хозяин заботливо ищет, чтобы спасти. И еще сказано о Слове Божием, о Логосе: Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир 816. А если Бог хочет для всех людей спасения и если светом Своим просвещает всякого человека, посылаемого Им в мир, то тогда ясно, что изначально все люди записаны в книге жизни, но имена некоторых или многих изглаждаются из этой книги вследствие их греха против Бога или против ближних и снова вписываются после их покаяния и возвращения на правильный путь...]
Это точно было Богом кому-то из святых открыто или это всё же некая гипотеза? | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: И снова о свободе Сб Апр 16, 2011 6:29 pm | |
| |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: И снова о свободе Вс Апр 17, 2011 2:44 pm | |
| - miha61 пишет:
- Свобода дана не только верующиму, но и любому человеку. Как раз, она дает право на выбор - верить Богу, а значит вести жизнь предложенную Христом или не верить и этим отвергнуть Бога.
Миш, вот и давайте разберемся? Что это за свобода - свободно пойти в ад после смерти - или практически насильно спасаться? Ведь для спасения нужно эту самую свободу отвергнуть? Что скажете? |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: И снова о свободе Вс Апр 17, 2011 2:47 pm | |
| - Ольга 79 пишет:
[...Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую Вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя мое, Он дал вам.
Вот и получается, что если я отвергаю свободу - то я свободен? Что за парадокс? - Ольга 79 пишет:
Мое мнение: Господь дает каждому из нас все, что является полезным для нашего спасения в каждый момент нашей жизни с учетом духовного состояния человека (то, что полезно одному, может быть вредно другому). Господь, как мудрый врач, каждому дает нужное лекарство, оставляя за нами право принять или не принять Его дар. Он ценит нашу свободу. В зависимости от свободного выбора человека обстоятельства, которые являются благоприятными для его спасения, меняются. Нет фатализма. Можно вспомнить пророка Иону и Ниневию - действенное покаяние жителей города отвратило от них кару Господа.
Фатализма нет, согласна. Есть другое - некая несвобода в обмен на отказ от свободы выбора. Или ад - или рай. И никак иначе... ПОЧЕМУ? |
| | | Админ. Администратор
Сообщения : 11485 Дата регистрации : 2011-03-04 Возраст : 69 Откуда : Ярославль
| Тема: Re: И снова о свободе Вс Апр 17, 2011 2:52 pm | |
| - Ирина пишет:
- Я снова о главном. Что за свобода дана верующему, если Господь предвидит и предвосхищает все. И более того, спасется только избранный, но не сами же мы себя избираем...В чем наша свобода выбора?
Ну о православном учении о предвидении и предопледелении цитаты уже были, поэтому я начну "от противного": ... Лютер из этих посылок не сделал конечных выводов, до которых дошел Кальвин. Лютер рассуждал так: если человек по необходимости творит зло, то спасается он только одной верой. Значит, спастись он может только одной верой, а дела в любом случае являются злом. Все, что исходит из человека, - зло; вера же - это дар благодати.
Кальвин считал, что от человека даже не зависит, принять этот дар благодати или противиться ему, так как это совершается помимо его воли. Рассуждая строго логически, из Лютеровских посылок он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и обретают ее в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же предопределены ко спасению. Это учение о безусловном предопределении одних к погибели, а других ко спасению.
Предопределение, по этому учению, совершается в Совете Божием, на путях Промысла Божия вне зависимости от духовного состояния человека, его образа жизни. При этом Кальвин, с его холодным рационалистическим умом, доходит до страшных утверждений - по сути дела языческих или иудейских, мало соответствующих духу Христианства, которое учит о Боге что Он есть любовь. Он делает вывод что Бог есть причина зла, что зло совершается согласно воле Божией. Когда Кальвин в своем учении настаивает на том, что творцом зла является Бог, он производит впечатление человека одержимого. Эти страницы написаны с особой эмоциональностью и страстным накалом.
Вот три небольшие цитаты из Кальвина:
“Бог определяет и предписывает в Своем Совете, чтобы некоторые уже от чрева матери несомненно предназначались к вечной смерти, дабы имя Его славилось в их погибели.”
“Он (Бог) не создает всех людей в одинаковых условиях, а назначает в удел одним жизнь, а другим - вечное осуждение.”
“Бог не только предвидел падение первого человека и происшедшее через это разрушение его потомства, но и хотел этого.”.
Кальвин исходил из ложной лютеранской посылки, что человек спасается только верой и не участвует сам в деле своего спасения. И он просто договорил то, что Лютер не решился сказать: если люди не причастны к делу своего спасения, то от века одни избраны Богом, чтобы погибнуть, а другие чтобы спастись...http://www.pravbeseda.ru/library/?page=book&id=428 | |
| | | ДмитрийИв
Сообщения : 632 Дата регистрации : 2011-04-01 Откуда : Русь
| Тема: Re: И снова о свободе Вс Апр 17, 2011 2:59 pm | |
| В свободе выбора и заключается наша свобода, мы вольны выбрать Жизнь или Смерть | |
| | | miha61
Сообщения : 1299 Дата регистрации : 2011-04-03 Возраст : 63 Откуда : Москва
| Тема: Re: И снова о свободе Вс Апр 17, 2011 3:01 pm | |
| - Цитата :
Миш, вот и давайте разберемся? Что это за свобода - свободно пойти в ад после смерти - или практически насильно спасаться? Ведь для спасения нужно эту самую свободу отвергнуть? Что скажете? Ведя, греховную жизнь, человек свою свободу теряет, становясь рабом греха. Насильно спастись, тоже вряд ли получиться, т.к. Господь насильно, к этому никого не призывает. Пока сам человек не осознает, что он стал послушной марионеткой в рука дьявола и не освободит свою свободу раскаянием и смирением и у человека появиться возможность, воспользоваться своею свободой для того, что бы отдаться на волю Бога и остаться при этом, свободным от греха. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: И снова о свободе Вс Апр 17, 2011 3:08 pm | |
| - Ирина пишет:
- Фатализма нет, согласна. Есть другое - некая несвобода в обмен на отказ от свободы выбора. Или ад - или рай. И никак иначе... ПОЧЕМУ?
Присоединяюсь к сказанному выше. Можем выбрать Жизнь или Смерть. Мы можем быть с Богом или отвергнуть Его. Можем служить Богу или греху. А иначе - это как? Какое может быть третье состояние? |
| | | Админ. Администратор
Сообщения : 11485 Дата регистрации : 2011-03-04 Возраст : 69 Откуда : Ярославль
| Тема: Re: И снова о свободе Вс Апр 17, 2011 3:11 pm | |
| Из Иллиотропиона: - Спойлер:
Один знаменитый богослов в продолжение восьми лет прилежно и непрестанно молил Бога о том, чтобы Он явил ему человека, могущего указать прямой и несложный путь к достижению небесного царствия.
Однажды, когда богослов этот объят был сильнейшим желанием найти такого человека, и не мог ни о чем другом думать, как только увидеть учителя и наставника сокровенной истины, вознес он горячие мольбы свои об этом к Богу. Вдруг слышит он невидимый небесный голос, говорящий ему: "выйди за дверь церковного предела, и найдешь человека, которого ищешь"! Послушный этому голосу богослов немедленно идет, и у церковных дверей находит нищего в рубище, у которого голени покрыты струпьями и текущим из них гноем.
Подходит к нему мудрый богослов и приветствует его словами: "доброго и благополучного утра желаю тебе, старче"! - Старец отвечает на это: "никогда не имел я недоброго и неблагополучного утра." - Мудрый вопрошатель, как бы исправляя первый свой привет, говорит: "да пошлет тебе Бог все доброе"! - Убогий отвечает: "никогда не постигало меня ничто недоброе." - Усомнился при этом мудрый вопрошатель, думая: хорошо ли он слышит, может быть он глух? И, изъявляя свои пожелания старцу и приветствия в измененных выражениях, говорит ему: "что с тобою старик? Я желаю тебе всякого благополучия." Нищий отвечает: "я никогда не был в неблагополучии."
Богослов, думая, что нищий велеречив, большой говорун, и желая испытать его разумение, говорит ему: "хочу, чтобы все твои пожелания исполнились, чтобы все то Бог послал тебе, что ты хочешь." - "Я (отвечал нищий) ничего такого, что ты мне желаешь, не ищу: все бывает согласно с моим желанием, если я не прилагаю особых планов для своей жизни, а живу себе по воле Божьей."
Опять мудрый вопрошатель, как бы уходя и прощаясь с убогим говорит ему: "Бог да сохранит тебя, добрый человек, за то, что ты не увлекаешься благополучной жизнью, но прошу тебя, скажи мне, ты ли один между бедствующими на земле - блаженный? Неужели напрасно сказал Иов: "человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями" (Иов. 14:1)? Как же ты один избавлен от всех злых времен и приключений? Не понимаю достаточно я твоих убеждений и мыслей."
На это убогий отвечает: "Все то, что я сказал тебе, господин мой - истинно говорил я тебе. Когда желал ты мне доброго и благополучного утра, на это отвечал я, что я никогда не бывал в несчастии, потому что жребием, дарованным мне от Бога, я доволен всегда - не искать счастья и мирских успехов составляет для меня величайшее благополучие. Фортуна, благополучие или злые приключения никому не вредят, исключая тех, которые или сильно их желают и гоняются за ними, или же убегают от них и страшатся причиняемого ими вреда. А я - небрегу о благополучии, и не обожаю его, молюсь же только Небесному Отцу, Который все в жизни каждого человека направляет к лучшему, как приятное, так и неприятное для него. Ибо Он совершенно знает первое ли, или последнее - для каждого человека - есть истинно и спасительно.
Поэтому и говорю, что я никогда не бывал в неблагополучии, потому что все в моей жизни бывает для меня по моему желанию: терплю ли голод - благодарю за то всевидящего Бога; мороз ли жжет меня как огнем, или дождь льет на меня ливнем, или другие воздушные нападения изливаются на меня - равным образом прославляю Бога и за то; если кто издевается надо мною, делает нападение и обиды - также благодарю Бога. Ибо уверен, что это делается мне по воле Божьей, а все, что Бог посылает нам, служит для нашего добра, для нашего совершенствования. Итак все, что Бог посылает нам или попускает других сделать для нас приятное или противное, сладкое или горькое, равно вменяю, и все как от руки милосердного Отца охотно принимаю - того одного только желаю, чего желает Бог, и что Ему угодно попустить других сделать мне. Таким образом все для меня происходит и делается по Божьему, а вместе с тем и моему собственному желанию.
Весьма достоин сожаления тот, кто считает так называемое мирское счастье за что-либо важное и существенное, и опять действительно тот несчастен, кто ищет в мирском каком-либо благе себе полного удовлетворения. Истинное и незыблемое удовольствие и блаженство в настоящей жизни имеет только тот, кто искренне и несомненно отдал себя в волю Божью и проводит здешнюю жизнь свою по воле Божьей, ни в чем ей не противореча. Ибо воля Господня есть полнота совершенства и доброты - она никогда не изменяется и вне ее нет другой воли, более лучшей, более праведной; она произносит праведный суд о всех, но о ней никто не может изречь праведного приговора, обличающего Ее в противоречии.
Я прилагаю всевозможное усердие, всей моей мыслью стремлюсь к тому, чтобы всегда желать и хотеть мне того же, чего хочет Бог от разумного существа вообще и в частности от меня, убогого. А потому я никогда не был неблагополучным; ибо всю мою собственную волю всецело отдал в руки Божьи, так что сердечное мое хотение или нехотение есть тоже самое, что и Божье обо мне хотение, или Его промысел обо мне, и я благодарю Бога во всяком положении моем за получаемую мною от Него милость, хотя бы она вообще казалась и горькой."
- Разумно ли ты говоришь все это? Возразил ему вопрошающий. Но, прошу тебя скажи мне: если бы Бог изволил низринуть тебя во ад, те же ли самые мысли имел бы ты, какие сейчас мне высказал?
Нищий духом вдруг воскликнул: "меня ли Он низринет в преисподнюю? Да будет тебе известно, что у меня есть две дивно крепкие руки, ими бы я уцепился за Бога - одна рука это глубочайшее смирение через принесение самого себя в жертву Богу, другая рука - это нелицемерная любовь к Богу, разливающаяся от этого глубочайшего центра на всех ближних наших через наши благотворные для них действия. Этими обеими руками крепко ухватился бы я за Бога, и куда бы ни послал Он меня, повлек бы я и Его с собой вместе, и по истине мне было бы благоприятнее быть с Богом вне неба, чем без Бога в небе."
Ответ этот произвел крайнее удивление в уме и мыслях мудрого вопрошателя. Внутренне сознавал он, что открытая ему старцем дорога ведет каждого прямо к Богу без всякого заблуждения, и она действительно есть превосходнейший путь из всех путей, ведущих к Богу. Захотелось опять мудрому вопрошателю еще более обнаружить высокий разум, скрывающийся под грубой оболочкой старческого тела: "откуда ты пришел сюда"? спрашивает мудрый старца. - "Я пришел от Бога." - "А где ты нашел Бога"? - "Там (отвечает старец), где оставил я все созданные предметы." - "Где ж ты оставил Бога"? - "Оставил я Бога в чистом сердце и доброй воле."
После этого мудрец спрашивает старца: "Кто же ты есть, старче, и к какому разряду людей принадлежишь ты?" - Нищий дал немедленно следующий ответ:
"Кто бы я не был, я доволен своим уделом и не променяю его на богатства всех царей. Царем может быть назван каждый человек, умеющий благоразумно и мудро управлять и владеть собою."
"Царь ли ты, спрашивает мудрый нищего, и где твое царство"? - "Там," отвечает нищий, указывая перстом на небо, "царь есть тот, для кого царство написано в книге судеб особыми отличительными чертами."
Желая положить конец вопросам, спрашивает мудрец нищего: "у кого ты, старче, научился тому, что ты мне изложил теперь в своих ответах, кто вложил тебе в ум это"? - "Открою тебе поистине и это, господин! Я все дни провожу в молчании, в молитвах, или добрых и благочестивых размышлениях, а более всего постоянно содержу в уме и памяти тщание о том, как бы мне крепче и теснее войти в единение с Богом посредством безграничной покорности Его святейшей воле. Такое посвящение себя всецело Богу может научить усердного человека многому истинному, доброму, святому, как в знании, так и в жизни."
О многом хотел еще спросить мудрец у нищего духом, но имея твердую надежду найти для этого другое благоприятное время, простился с ним, говоря: "Будь здоров, старче," и ушел от него, внутренне размышляя в себе и как бы говоря: вот нашел я истинного учителя правого пути к Богу.
Прекрасно об этом же выразился блаженный Августин: "являются некнижные и опережают нас в царствии небесном - мы же со своей мудростью о нем неусердно печемся, а толкаемся бедственно здесь, в этой жизни, погрязая в сквернах плоти и крови." Об этом же самом противоречии между духовным смиренномудрием и мирской мудростью Иисус Христос в благодарственной Своей молитве к Богу Отцу говорит: "Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли! что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (т.е. чистым в сердце): ей, Отче, ибо таково - Твое благоволение" (Матф. 11:25-26)!
Действительно, под худым рубищем часто скрывается высокая мудрость. И кто бы мог предполагать и поверить, что в столь простом, незнатном человеке заключается такое высокое познание о Божественном Существе. Кто мог бы поверить найти в безкнижной простоте такую высокую мысль, как представление убогого старца о двух руках несокрушимой силы - т.е. о всецелом приношении себя Богу, и всецелой своей любви к Нему, выражаемой исполнением Его заповедей - этими руками действительно попускает Бог связывать Себя человеку, от других же прикосновений к Себе Он устраняется.
| |
| | | Админ. Администратор
Сообщения : 11485 Дата регистрации : 2011-03-04 Возраст : 69 Откуда : Ярославль
| Тема: Re: И снова о свободе Вс Апр 17, 2011 3:25 pm | |
| | |
| | | | И снова о свободе | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |