Последние темы | » C Крещением автор Админ. Ср Янв 19, 2022 6:22 am
» Рождество Христово 2022 автор Админ. Пт Янв 07, 2022 8:36 am
» Новый год 2022 автор Админ. Сб Янв 01, 2022 8:32 am
» 2021 автор Админ. Пт Дек 31, 2021 6:28 pm
» Троица автор Админ. Вс Июн 20, 2021 4:56 am
» День Победы! автор Админ. Вс Май 09, 2021 6:10 am
» ПАСХА_2021 автор Админ. Вс Май 02, 2021 5:29 am
» ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ПРАВОСЛАВНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ автор Админ. Вс Апр 25, 2021 6:17 am
» Прощеное Воскресенье автор Админ. Вс Мар 14, 2021 5:57 am
» 8 марта. автор Админ. Пн Мар 08, 2021 7:18 am
|
|
| Тело Христово или? | |
| | |
Автор | Сообщение |
---|
Vladislav
Сообщения : 307 Дата регистрации : 2014-01-25
| Тема: Re: Тело Христово или? Вс Фев 01, 2015 11:38 am | |
| Вот и пропели на утрени "Покаяния двери...". Скоро и Св. Четыредесятница. Самое лучшее пособие к постижению Богословия, а заодно и введение в аскетику - это чтение и изучение литургических текстов, т. е. Богослужебных книг, особенно Октоиха, Триодей и Праздничной Минеи. | |
| | | Vladislav
Сообщения : 307 Дата регистрации : 2014-01-25
| Тема: Re: Тело Христово или? Сб Мар 21, 2015 4:01 pm | |
| - Афанасий пишет:
- Что делать мирянину на литургии?
Чтобы отпал такой вопрос, нужно изучить само чинопоследование Литургии, от начального возгласа на проском идии и до отп уста. Все те молитвы, которые в наше время не читаются гласно. В них иерей, за малым исключением, читает " мы - нас - нам - наши - на нас". Из того же общего строя Литургии станет ясно, что народ Божий не просто находятся на службе по своим индивидуальным нуждам, а приносится благодарение о всех щедротах Божиих от века, - приносит все собрание верных возглавляемое предстоятелем. Вот что делает мирянин на Литургии. И как вершина этого богослужения - приобщение Св. Телу и Крови Христовых. В инете есть весь чин (на ряду), чтобы удобно изучить службу, тогда и не будет уныния на службе, если христианин знает зачем он пришел и что делает. | |
| | | noname
Сообщения : 1182 Дата регистрации : 2012-11-25 Возраст : 46 Откуда : Оренбург
| Тема: Re: Тело Христово или? Сб Мар 21, 2015 4:16 pm | |
| Я вообще ничего не понимал, когда в храм ходил. Понимал только, когда все хором пели Символ веры и Отче наш. И так, немножко. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Тело Христово или? Вс Мар 22, 2015 11:48 am | |
| - Vladislav пишет:
- .......В инете есть весь чин (на ряду), чтобы удобно изучить службу, тогда и не будет уныния на службе, если христианин знает зачем он пришел и что делает.
Удобней иметь книжное пособие, которое можно приобрести в церковной лавке, и следить по нему за ходом службы. |
| | | Vladislav
Сообщения : 307 Дата регистрации : 2014-01-25
| Тема: Re: Тело Христово или? Вс Мар 22, 2015 1:04 pm | |
| Нужен именно Служебник, а он не во всякой лавке продается. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Тело Христово или? Чт Мар 26, 2015 6:51 pm | |
| - Vladislav пишет:
- Афанасий пишет:
- Что делать мирянину на литургии?
Чтобы отпал такой вопрос, нужно изучить само чинопоследование Литургии, от начального возгласа на проскомидии и до отпуста. Все те молитвы, которые в наше время не читаются гласно. В них иерей, за малым исключением, читает "мы - нас - нам - наши - на нас". Из того же общего строя Литургии станет ясно, что народ Божий не просто находятся на службе по своим индивидуальным нуждам, а приносится благодарение о всех щедротах Божиих от века, - приносит все собрание верных возглавляемое предстоятелем. Вот что делает мирянин на Литургии. И как вершина этого богослужения - приобщение Св. Телу и Крови Христовых. В инете есть весь чин (на ряду), чтобы удобно изучить службу, тогда и не будет уныния на службе, если христианин знает зачем он пришел и что делает. Надо ли мирянину знать священнические молитвы? Наверное достаточно повторять за хором, можно про себя или вслух (в некоторых храмах благословляют) и молиться на ектениях: Господи помилуй, Подай Господи... Если, кто не понимает некоторые моменты службы, надо читать Иисусову молитву. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Тело Христово или? Чт Мар 26, 2015 6:53 pm | |
| - Vladislav пишет:
- Нужен именно Служебник, а он не во всякой лавке продается.
Служебник нужен священникам... |
| | | Vladislav
Сообщения : 307 Дата регистрации : 2014-01-25
| Тема: Re: Тело Христово или? Чт Мар 26, 2015 8:49 pm | |
| Для изучения чина нужен Служебник (тем, кому надо). Кому и за даром не нать - пусть не изучают. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Тело Христово или? Чт Мар 26, 2015 9:27 pm | |
| Служебник – книга для священника и диакона. Она содержит в себе порядок вечерни, утрени и литургии. Если мирянин будет читать запрещенные для него молитвы (которые должен читать только священник), то от такого самовольства бесы страшно ополчатся на такого человека. Человек, читающий молитвы для священников, становится душевнобольным, то есть за подобный грех Господь попускает бесам вселяться в такого человека и творить с ним различные несчастья. К сожалению, эти молитвы сейчас публикуются в разных светских изданиях. Надо быть очень осторожными! И лучше всего не выискивать новых молитв, но молиться по обычному православному молитвослову. Все эти молитвы были составлены древними святыми отцами Церкви – очень опытными в деле спасения, и нет оснований не доверять им. А искать якобы более сильных молитв – это очень грешно и опасно. ( http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/5g11_9n-all.shtml ) |
| | | Vladislav
Сообщения : 307 Дата регистрации : 2014-01-25
| Тема: Re: Тело Христово или? Чт Мар 26, 2015 9:44 pm | |
| А в "азбуке" не написано, что ранее эти молитвы читались во всеуслышание ? И по какой причине их перестали читать гласно ? Когда священник читает завершительную молитву на заупокойной ектение, или заамвонную молитву, - Вы разве не повторяете за ним слова этой молитвы ? Мария, одно дело мнить себя священнодействующим не будучи таковым, и другое дело - знать чин и молитвенный строй, который Свв. отцы определили для всей Церкви. А профанаций для мирян, к сожалению, хватает и без приведенной Вами статьи. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Тело Христово или? Чт Мар 26, 2015 10:12 pm | |
| - Vladislav пишет:
- А в "азбуке" не написано, что ранее эти молитвы читались во всеуслышание ? И по какой причине их перестали читать гласно ? Когда священник читает завершительную молитву на заупокойной ектение, или заамвонную молитву, - Вы разве не повторяете за ним слова этой молитвы ? Мария, одно дело мнить себя священнодействующим не будучи таковым, и другое дело - знать чин и молитвенный строй, который Свв. отцы определили для всей Церкви. А профанаций для мирян, к сожалению, хватает и без приведенной Вами статьи.
Пусть даже так. Сейчас не читают. И что, по Вашему священники не знают, как раньше служили? Если сейчас не читают, значит так благословлено. Когда священник молится в Алтаре, в это же время поет хор и мы вместе с хором тоже поем или про себя, или вслух (если благословлено в храме). Как можно, одновременно, повторять за священником и петь с хором? |
| | | Vladislav
Сообщения : 307 Дата регистрации : 2014-01-25
| Тема: Re: Тело Христово или? Пт Мар 27, 2015 8:28 am | |
| | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Тело Христово или? Пт Мар 27, 2015 10:17 am | |
| - Цитата :
- Что делать мирянину на литургии?
Руководство для мирян, присутствующих за богослужением
Канонические правила Православной Церкви относительно участия мирян в общественном богослужении- Спойлер:
1. Верующие должны регулярно посещать богослужения. «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения» (80-е пр. 6-го Всел. собора) Вот как объясняет Вальсамон причину этого наказания: «... ибо из этого открывается одно из двух - или то, что таковый не прилагает никакого попечения об исполнении божественных повелений о молитве Богу и песнопении, или он не есть верный. Ибо почему же он в течении двадцати дней не захотел быть в церкви с христианами и иметь общение с верным народом Божиим?» (толкование Вальсамона на 80-е пр. 6-го Всел. собора) «В неделях и в праздниках завещавай не делати, яо приходити в церковь, якоже подобает Христианом: аще кто делает в неделю и в праздник, да отлучится». (ст. 162 Номоканона при Большом Требнике). 2. Верующие, присутствующие на богослужении, должны оставаться в храме до произнесения конечного отпуста службы. «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в Церкви производящих, отлучати подобает от общения Церковнаго». (9-е Апост. пр.) 3. Мирянам запрещается всенародно учить в церквях. Они могут отвечать вопрошающим лишь частным образом. «Не подобает мирянину пред народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучатися Божественному. Ибо в единой Церкви разные члены сотворил Бог, по слову апостола (1 Кор. 12,27), которое изъясняя Григорий Богослов, ясно показывает находящийся в них чин, глаголя: сей, братия, чин почтим, сей сохраним: сей да будет ухом, а тот языком: сей рукою, а другий иным чем-либо: сей да учит, тот да учится. И после немногих слов далее глаголет: учащийся да будет в повиновении, раздающий да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем все языком, аще и всего ближе сие, ни все апостолами, ни все пророками, ни все истолкователями. И после неких слов еще глаголет: почто твориши себе пастырем, будучи овцею; почто делаешися главою, будучи ногою; почто покушаешися военачальствовати, быв поставлен в ряду воинов. И в другом месте повелевает премудрость: не буди скор в словах (Еккл. 5, 1), не распростирайся убог сый с богатыми (Притч. 23, 4), не ищи мудрых мудрейший быти. Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковнаго» (64-е пр. Антиох. соб.). «Здесь прибавлено: "перед народом", потому что, если какой-нибудь разумный мирянин будет спрошен частным образом о каком-нибудь догматическом предмете, или о другом душеполезном деле, он не подвергнется наказанию, если даст ответ по своему усмотрению »(толкование Вальсамона на 64-е пр. Антиох. собора). 4. Мирянам, не состоящим в должностях церковного старосты или церковных сторожей и тем более не являющихся клириками, запрещено входить в алтарь. «Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря». (69-е пр. 6-го Всел. собора). «Заметь настоящее правило и никак не дозволяй на основании оного мирянам входить во святой олтарь. Я впрочем много употребил старания, чтобы воспрепятствовать мирянам входить во святый олтарь храма Пресвятыя Госпожи моея и Богородицы Одигитрии; но не мог достигнуть успеха: говорят, что это древний обычай и не должно возбранять» (из толкования Вальсамона на 69-е пр. 6-го Всел. собора). «Мирстии во святый олтарь да не входят, ни мужие, ни жены, по 69-му правилу, еже в Трулле. Инокиня же входит, и пометает, по пятнадесятому правилу святаго Никифора Цареградскаго » (66 ст. Номоканона при Большом Требнике). Канонические правила относительно участия женщин в богослужении 1. Женщинам должно молчать в церкви. «Не позволительно женам, во время Божественной литургии, глаголати, но, по слову апостола Павла, да молчат. Не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет. Аще ли же чесому научитйся хотят: в дому своих мужей да вопрошают (1 Кор. 14. 34, 35)» (70-е пр. 6-го Всел. собора) «В Послании к Коринфянам (1 Кор. 14, 34) великий Павел повелевает женщинам молчать и повиноваться своим мужам, по закону Моисееву, который говорит: "к мужу твоему", жена, "обращение твое и той тобою обладати будет" (Быт. 3, 16). Итак, согласно с сим правило определяет, чтобы женщины не разговаривали во время Божественной литургии, но дома научались от своих мужей о чем желают. В виду сего определения не говори, что им запрещено говорить во время литургии, а во время других церковных собраний можно разговаривать беспрепятственно; ибо и тогда они должны молчать. Кажется, что в то время некоторые женщины, объясняя чтение Божественных писаний, брались говорить в церкви много и давать ответы на вопросы, что, по мнению отцев, не свойственно женщинам, а потому и запрещено. Но наедине спрашивать разумнейших женщин о каких-нибудь душеполезных предметах - не ново» (из толкования Вальсамона на 70-е пр. 6-го Всел. собора). «Не должно поставляти в Церкви так именуемыя пресвитериды (старицы), или председательницы» (11-е пр. Лаодик. собора). «В древности некоторые женщины, занимая места пресвитерид в соборных церквах, наставляли, вероятно, в благочинии прочих женщин. Итак поелику некоторые терпели вред от сообщества с таковыми, которые не добро пользовались добром из высокомерия, или из корыстолюбия, то отцы совершенно запретили быть в церквах таким женщинам, называемым пресвитеридами, или председательствующими. Но не скажи: каким образом это бывает в женских монастырях, и одна женщина, то-есть игуменья, имеет начальство над всеми? Ибо услышишь, что отречение ради Бога и пострижение делает то, что многие считаются единым телом, и все, что касается их, направляется только к душевному спасению. А учить женщине в соборной церкви, где собирается множество мужей и жен различных мнений, есть дело самое неприличное и пагубное» (толкование Вальсамона на 11-е пр. Лаодик. собора). 2. Только при самой крайней необходимости женщина может быть допущена к несению послушания псаломщика. «Признавая полезным привлечение женщин к деятельному участию на всех соответствующих их призванию поприщах церковного служения Священный Собор Православной Российской Церкви определяет: 1) Сверх предоставленного Священным Собором права женщинам участвовать в приходских собрание и приходских советах и занимать должности церковных старост, предоставить им также: а) право участия в благочиннических и епархиальных собраниях; б) право занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссирнерских и церковно-хозяйственных учреждениях, за исключением благочиннического и епархиального советов и учреждений судебных и административных, и 2) в исключительных случаях допускать женщин к исполнению должности псаломщика, со всеми правами и обязанностями псаломщиков, но без включения в клир» (Определение Священного Собора Православной Российской Церкви от 7(20) сентября 1918 года). 3. Женщинам категорически запрещено входить в алтарь. «Не подобает жене в олтарь входити» (44-е пр. Лаодик. собора) «Если мужам-мирянам запрещено входить внутрь алтаря, по 69-му правилу Шестого собора, то еще более это может быть запрещено женщинам, у которых непроизвольно случается и течение месячных кровей» (Толкование Зонара на 44 пр. Лаодик. собора). «Мирстии во святый олтарь да не входят, ни мужие ни жены. Инокиня же входит, и пометает» (ст. 66 Номоканона при Большом Требнике). «Подобает инокиням входити во святый жертвенник в своих монастырях, и въжизати свеща и кандила, и украшати, и пометати» (15-е пр. св. Никифора Исповедника). 4. Женщине, находящейся в очищении, не должно причащаться и даже входить в церковь. «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входити в дом Божий, излишним почитаю и вопрошати. Ибо не думаю, чтобы оне, аще суть верныя и благочестивый, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступити к святой трапезе, или коснутися Тела и Крови Христовы, Ибо и жена, имевшая двенадесятилетнее кровотечение, ради исцеления, прикоснулася не Ему, но токмо воскрилию. Молитися, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминати Господа и просити помощи, не возбранено есть. Но приступати к тому, еже есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душею и телом» (2-е пр. св. Дионисия Александрийского). «Еврейские женщины, во время течения месячных кровей, безмолвствуют, сидя в уединенном месте, пока не пройдут семь дней и не прекратится месячное течение. Итак святой отец, быв спрошен относительно верных женщин, можно ли им в состоянии месячного очищения входить в церковь, ответил, что этого не должно быть, и привел в пример кровоточивую в Евангелии, которая не дерзнула прикоснуться к Господу, но только к краю ризы Его; молиться же и призывать не должно быть воспрещено им и в такое время; а входить в храм Божий или причащаться Тайн, они не должны. Не смотря на такое определение великого архиерея, мы видим ныне, что в женских отделениях церквей, и особенно в монастырях, таковые жены бесстрашно стоят в предхрамиях, украшенных различными святыми изображениями и назначенных для славословия Бога; и когда спрашиваем: каким образом это бывает? - нам отвечают, что они не в церковном собрании занимают место. Мне кажется это не так; ибо предхрамия не суть обыкновенные места, каковы ходы пред церквами, но часть их, назначенные для тех жен, которым не возбраняется присутствовать в церковном собрании: каковое предхрамие есть второе место покаяния, для так называемых "слушающих"; в нем не дозволяется стоять и мужчинам, если им назначена епитимия — не участвовать в церковных собраниях, но плакать вне его. Итак нужно, чтобы подобные предхрамия, в которых должны стоять нечистые женщины, не составляли такой части церквей, где бы священники проходили с Божественными Дарами, кадили, может быть, находящимся ту гробам и святым, и совершали какие-либо молитвословия; или пусть с епископского дозволения назначены будут такие места, где бы неочистившиеся женщины стояли без пред осуждения. А я видел, что такая женщина, стоя в предхрамии, принимала даже от архиерея молитву обручения, и - подивился тому. Впрочем в старину женщины, по-видимому, входили в алтарь и причащались со святой трапезы, почему правило и упоминает об алтаре. Прочти еще 44-е пр. Лаодик. собора и 69-е 6-го собора; также — 17-ю новеллу императора господина Льва Философа, в которой между прочим говорится следующее: "Относительно родивших жен и всех тех, которые находятся в состоянии естественного очищения, определяем, чтобы те из них, которые не подвержены какому-либо страданию, угрожающему их жизни, оставались без участия некрещенные — в просвещении, а просвещенные в причащении Пречистых Тайн, до исполнения сорока дней; а когда застигнет их какая-нибудь болезнь, угрожающая пресечением жизни, тогда во всяком случае они должны причащаться Тайн". И спустя несколько опять та же новелла предписывает относительно новорожденных, чтобы они, если не угрожает болезнь, были крестимы в осьмой день; а когда предстоит смерть, то чтобы были крестимы и до осьми дней. А поелику я слышал, как некто говорил, будто отлученные миряне не должны ни слушать божественного псалмопения, стоя вне предхрамия, ни даже петь, то отвечаю ему от себя: человек, написанное в этом правиле заграждает тебе уста, если ты говоришь подобное; ибо как женам, которым не дозволяется присутствовать в церковном собрании, не возбраняется молиться, так и отлученным не должно быть запрещаемо молиться самим по себе и, стоя вне церковного притвора, слушать божественные псалмопения; ибо это служит к большему сокрушению их» (толкование Вальсамона на 2-е пр. св. Дионисия Александрийского). «Жена, в течении сущая, сиречь обычно своя имущая, не причащается в Пасху, дондеже очистится, ниже входит в церковь» (64 ст. Номоканона при Большом Требнике)1. Богослужебный Устав для мирян Православный христианин должен всякий раз идя в храм, входить в него как в дом Божий, со страхом и благоговением, оставив за дверьми храма все житейское, стараясь сколь возможно привести в молчание буйные помыслы своего сердца. Церковная традиция предписывает при входе в церковь читать стихи 5-го псалма: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем...» Перед входом в храм следует положить 3 поклона с молитвою: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя». Войдя в храм, следует положить 3 поклона с той же молитвою, а затем поклониться направо и налево людям, вошедшим прежде, со словами: «Простите и благословите, отцы и братие». Став на своем месте, следует положить следующее начало своей молитве: трижды поклониться со словами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон). Создавый мя. Господи, помилуй мя (поклон). Без числа согреших. Господи, прости мя (поклон)». Затем помолиться Кресту Господню: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» и сотворить поклонение. Потом следует помолиться Пресвятой Богородице: «Достойно есть...» и сотворить ей поклонение: «Слава, и ныне. Господи помилуй (трижды). Благослови», «Молитвами святых отец наших. Господи, Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь» и еще раз поклониться. Стоя на своем месте, не следует вертеться, озираться, шуметь, кашлять, разговаривать с соседями, и вообще отвлекать внимание православных от службы ни словом, ни деянием или движением, но следует пребывать со страхом Божиим в молчании и тишине, со всяким вниманием относясь к службе Божией, чтению и пению церковному. По издревле сложившемуся правилу мужчины должны стоять в правой части храма, а женщины в левой. Все поклонения во время богослужения надо творить сообразно Церковному Уставу, не отступая от него и ничего от себя к нему не прилагая. Вот как об этом говорит Типикон: «Не бо туне, ни якоже прилучися о святых поклонех и молитве умыслиша святии отцы, и Церкви устав предаша: но разум имуще во святых поклонех и молитве, с правою мыслию плод имети будем. Темже, елико вас хотяй кто святых отец предания хранити и во святей церкви благочинно управити молитву и поклоны: аще ли предстоятель, да не нерадит ни мало о сих; аще ли причетник, или людянин, да внимает: ид еже Написано великий поклон, да творит великий неспешно, по изглаголании святыя молитвы, со страхом Божиим. А идеже просто поклон написан, то да творит просто поклон, и не вкупе с молитвою, но прежде молитву, и по молитве поклоны. И не якоже нецыи, не покоряющеся святых отец преданию, ниже ведуще сами искус святых поклонов, ниже святою молитвою добре разумеют молитися, но поклонився единою нагорбився, мало восклоняяся крестяся, главою кивает, и тем своим безчинием аки чин наполняет преданных от отец поклонов: ниже молитвою умне и душевне к Богу молится, но елико время сгорбився творит суетныя своя поклоны, тако и модитву святаго Ефрема, аки изумленный спешит проговорити. Такожде и вся молитвы поспешает с поклоны управити, и от тех мнимых безчестных поклонов, и от безумнаго моления своего востанет, аки юрод, ниже сам себе весть, что творил, ниже зрят на предстоятеля церкве, но ин инаго предваряет, мятутся аки тростие ветром колеблеми, не смотря лучшаго, ниже хотят научитися: но елико кто како составил свой нрав, тако и утверждается быти. Страшно, обаче реку, да не неведуще отеческаго утверждения имут под запрещения впадати, яже чтется в Православную Неделю святаго Поста, соборное святаго седмаго Вселенскаго собора сице: вся, кроме церковнаго предания, и учения, и изображения святых и приснопамятных отец, обновляемая или посем содеянная, анафема. Речем и о святей всем единей молитве, яже в церковном таинстве лежит, отнележе речет священник славословие, глаголет: «Миром Господу помолимся». С миром да молим Господа, и да просим, кую молитву творити, якоже подобает, не вемы, и да не многословим, научает нас оным, имже подобает о молитве, и первое нраву, яко в мире подобает молитися. Что убо по славословии абие повеле да просим? Ниже исповедающеся прежде, ниже дающе Богу благодарение: но что просят? - да помиловани будут. Сие же прошение есть человеков осужденных и прегрешивших, иже ни един ответ имуще, или праведну вину рещи судии, испускают сей глас, и вопиют: «Господи помилуй», не от правд наших, но от человеколюбия Твоего: и прочая. Таже глаголет пресвитер: «О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся». Священник бо помолится вкупе с людьми, и глаголет: о людие, помолимся Господу, да даст мир Свой нам и спасет души наша. И отвещают людие: «Господи помилуй». Посем же и прочая разумения. Егда же глаголет диакон: «Рцем вси...», сей же глагол не ино что приносит разумети, но точию самое, еже всем вкупе молитися, не клиру точию единому, но и всем обретающимся в церкви. Таже речет диакон: «И от всея души, и от всего помышления нашего рцем». Но что убо рцем? — ничтоже убо ино, разве еже оную же общую молитву: «Господи помилуй». О сей убо святей молитве священный Златоуст пишет к Коринфяном, в 18-м нравоучении: «Ибо о действуемых о иже в покаянии общия и от священника и от людей бывают молитвы: и вси едину глаголют молитву, милости исполнену, еже есть "Господи помилуй"». Сего ради в Служебниках пишется: людие глаголют сие, или оно, на нихже местех написася. Во святей же Восточной Церкви не инако творится, но тако якоже пишется. Идеже написася, «людие глаголют», то вси вкупе, елицы обретаются в церкви, глаголют: или «Господи, помилуй», или «Подай Господи», или «И со духом твоим», или «Отче наш». Аще у нас и не творится сего, обаче подобает творити. Ибо, якоже выше речеся, егда речет диакон: «Миром Господу помолимся», или «Рцем вси», тогда всем подобает и отвещати: «Господи, помилуй». Аще бы ко единому клиру глаголалося отвещати, то не бы написали: людие глаголют. Такожде и святый священный Златоуст в том же нравоучении глаголет паки: «Во время самых страшных тайн, приветствует иерей людем: "Мир вам", приветствуют и людие иерея, глаголюще: "И духови твоему". Ничтоже ино есть, разве сие: яже благодарения паки общая, ниже бо он сам благодарит, но и людие вси. Первее бо их прием глас: таже согласившимся яко достойно и праведно сие бывает, тогда начинает благодарения. И что чудишися, аще негде со священником людие вещают, ид еже и с самыми Херувимы, и с вышними силами обще священныя оны песни возсылают?» Сия же вся оная речена быша, да кождо и от начинаемых трезвится в поучении сем: да увемы, яко тело есмы вси едино, толико имуще друг ко другу различие, елико уд ко удом. И не все на священники возверзаем, но и сами якоже о общем теле, о Церкви всей тако печалуем. Сие бо утверждение большее и нам и вам преподает множайшия устрояти добродетели: даже проходящий сия, получим милость Божию зде, и в будущем веце Царство Небесное, о Христе Иисусе Господе нашем. Яко Тому подобает слава, со Отцем, и со Святым Духом, во веки, аминь» (Типикон, 49-я глава). При всяком богослужении: следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами2: — при начальном возгласе каждой службы - 3 поясных поклона; — на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся...»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», - 3 поклона; исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются; — на «Отче наш...» (в начале) - поклон; — в конце «Достойно есть...» (или Задостойника) — поклон; — при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон; — на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону; — на каждом иерейском возгласе - по поклону. Во время всенощного бдения: - в начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» — 3 крестных знамения (без поклонов!); - в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» — 3 крестных знамения (без поклонов!); - во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) - по земному поклону; - на «Слава Тебе Господи...» перед чтением Евангелия и после чтения - по поклону; - перед целованием Св. Евангелия или св. иконы - 2 поклона; - после целования — 1 поклон; - на каноне, при всех припевах всех девяти песен — по поклону; - на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» — по поклону; - на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием - поклон; - После великого славословия на Трисвятом - 3 поклона.
Во время литургии:- за всеми ектениями на всех прошениях — по поклону; исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» поклон творить не следует; - на всех иерейских возгласах - по поклону; - после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» — поклон; - на возгласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крестное знамение без поклона; - на «Господи, спаси благочестивыя» - поклон; - на возглас диакона «И во веки веков» - поклон без крестного знамения; - на Трисвятом — 3 поклона; - на «Слава Тебе, Господи...» перед чтением Евангелия и после него — по поклону; - при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» - поклон без крестного знамения; - по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» - 3 поклона; - в начале Символа веры - крестное знамение без поклона; - в конце Символа веры, на «...чаю воскресения мертвых...» - поклон; - на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника - поясной поклон; - на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися...» - земной поклон; - при Господних словах: «Приимите, ядите...» и «Пиите от нея вси...» — по глубокому поясному поклону; - по освящении Св. Даров (т.е перед пением «Достойно есть» или Задостойника) — земной поклон; - после «Достойно есть» или Задостойника — поклон; - на «Отче наш», в начале — земной поклон; - на «Отче наш» в конце (при словах «...избави нас от лукаваго») — поклон; - на возгласе «Святая святым» - 3 поклона или земной поклон; - при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим...» — земной поклон; - после чтения молитвы ко Причастию «Верую Господи и исповедую...», все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, - земной поклон, а непричащающиеся — поясной; - при втором явлении Св. Даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно...» все непричащавшиеся - земной поклон, а причащавшиеся — поясной; - при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой. Кроме этих поклонов существуют еще и следующие: - при возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа...», когда священник благословляет народ, — преклонить голову, без крестного знамения; - при отпусте без Креста - преклонить голову, без крестного знамения; - при чтении Евангелия - стоять с преклоненной головой; - при каждении - отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения; - при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните» - преклонить голову; - при отпусте с Крестом - поклон с крестным знамением; - при осенений молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей — поклон с крестным знамением; - при осенений молящихся свечами или рукою - поклон без крестного знамения. При выходе из храма читаются те же молитвы, что и при входе, и также творятся 3 поклона с обычною молитвою. Когда православный христианин желает получить благословение священника (или епископа), он подходит к священнику (епископу), преклоняет голову, складывает руки ладонями вверх, правая на левую, и произносит: «Благослови, отче (Владыко) святый». И затем, получив благословение, лобзает десницу благословлявшего. Креститься при получении благословения не следует. Нельзя просить благословения у священника, совершающего каждение, т.к. в это время он совершает священнодействие, а прерывать священнодействие без особой важной причины нельзя. Во время богослужения нельзя прикладываться к иконам, это надо делать или до службы, или после нее. Во время богослужения нельзя занимать места, предназначенные для священнодействия — солею, амвон, пространство между амвоном и аналоем с праздничной иконой и, во время литии и полиелея, пространство от аналоя с праздничной иконой до церковного притвора, т.к. можно помешать совершению уставного богослужения. PRAVMIR.RU |
| | | Mangra
Сообщения : 565 Дата регистрации : 2013-12-23
| Тема: Re: Тело Христово или? Пт Мар 27, 2015 3:05 pm | |
| Другими словами Вы на Литургию ходите поклоны класть? | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Тело Христово или? Пт Мар 27, 2015 4:06 pm | |
| Я не знаю, как еще проще объяснить? Сейчас все свои сообщения Вам подберу.Тема: Re: Тело Христово или? Вчера в 6:51 pmНадо ли мирянину знать священнические молитвы? Наверное достаточно повторять за хором, можно про себя или вслух (в некоторых храмах благословляют) и молиться на ектениях: Господи помилуй, Подай Господи... Если, кто не понимает некоторые моменты службы, надо читать Иисусову молитву. Тема: Re: Тело Христово или? Вчера в 9:27 pmСлужебник – книга для священника и диакона. Она содержит в себе порядок вечерни, утрени и литургии. Если мирянин будет читать запрещенные для него молитвы (которые должен читать только священник), то от такого самовольства бесы страшно ополчатся на такого человека. Человек, читающий молитвы для священников, становится душевнобольным, то есть за подобный грех Господь попускает бесам вселяться в такого человека и творить с ним различные несчастья. К сожалению, эти молитвы сейчас публикуются в разных светских изданиях. Надо быть очень осторожными! И лучше всего не выискивать новых молитв, но молиться по обычному православному молитвослову. Все эти молитвы были составлены древними святыми отцами Церкви – очень опытными в деле спасения, и нет оснований не доверять им. А искать якобы более сильных молитв – это очень грешно и опасно. ( http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/5g11_9n-all.shtml ) Тема: Re: Тело Христово или? Сегодня в 10:17 amРуководство для мирян, присутствующих за богослужением
Канонические правила Православной Церкви относительно участия мирян в общественном богослуженииPRAVMIR.RU |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Тело Христово или? Пт Мар 27, 2015 4:38 pm | |
| Богослужебный Устав для мирян- Спойлер:
Православный христианин должен всякий раз идя в храм, входить в него как в дом Божий, со страхом и благоговением, оставив за дверьми храма все житейское, стараясь сколь возможно привести в молчание буйные помыслы своего сердца. Церковная традиция предписывает при входе в церковь читать стихи 5-го псалма: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем...» Перед входом в храм следует положить 3 поклона с молитвою: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя». Войдя в храм, следует положить 3 поклона с той же молитвою, а затем поклониться направо и налево людям, вошедшим прежде, со словами: «Простите и благословите, отцы и братие». Став на своем месте, следует положить следующее начало своей молитве: трижды поклониться со словами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон). Создавый мя. Господи, помилуй мя (поклон). Без числа согреших. Господи, прости мя (поклон)». Затем помолиться Кресту Господню: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» и сотворить поклонение. Потом следует помолиться Пресвятой Богородице: «Достойно есть...» и сотворить ей поклонение: «Слава, и ныне. Господи помилуй (трижды). Благослови», «Молитвами святых отец наших. Господи, Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь» и еще раз поклониться. Стоя на своем месте, не следует вертеться, озираться, шуметь, кашлять, разговаривать с соседями, и вообще отвлекать внимание православных от службы ни словом, ни деянием или движением, но следует пребывать со страхом Божиим в молчании и тишине, со всяким вниманием относясь к службе Божией, чтению и пению церковному. По издревле сложившемуся правилу мужчины должны стоять в правой части храма, а женщины в левой. Все поклонения во время богослужения надо творить сообразно Церковному Уставу, не отступая от него и ничего от себя к нему не прилагая. Вот как об этом говорит Типикон: «Не бо туне, ни якоже прилучися о святых поклонех и молитве умыслиша святии отцы, и Церкви устав предаша: но разум имуще во святых поклонех и молитве, с правою мыслию плод имети будем. Темже, елико вас хотяй кто святых отец предания хранити и во святей церкви благочинно управити молитву и поклоны: аще ли предстоятель, да не нерадит ни мало о сих; аще ли причетник, или людянин, да внимает: ид еже Написано великий поклон, да творит великий неспешно, по изглаголании святыя молитвы, со страхом Божиим. А идеже просто поклон написан, то да творит просто поклон, и не вкупе с молитвою, но прежде молитву, и по молитве поклоны. И не якоже нецыи, не покоряющеся святых отец преданию, ниже ведуще сами искус святых поклонов, ниже святою молитвою добре разумеют молитися, но поклонився единою нагорбився, мало восклоняяся крестяся, главою кивает, и тем своим безчинием аки чин наполняет преданных от отец поклонов: ниже молитвою умне и душевне к Богу молится, но елико время сгорбився творит суетныя своя поклоны, тако и модитву святаго Ефрема, аки изумленный спешит проговорити. Такожде и вся молитвы поспешает с поклоны управити, и от тех мнимых безчестных поклонов, и от безумнаго моления своего востанет, аки юрод, ниже сам себе весть, что творил, ниже зрят на предстоятеля церкве, но ин инаго предваряет, мятутся аки тростие ветром колеблеми, не смотря лучшаго, ниже хотят научитися: но елико кто како составил свой нрав, тако и утверждается быти. Страшно, обаче реку, да не неведуще отеческаго утверждения имут под запрещения впадати, яже чтется в Православную Неделю святаго Поста, соборное святаго седмаго Вселенскаго собора сице: вся, кроме церковнаго предания, и учения, и изображения святых и приснопамятных отец, обновляемая или посем содеянная, анафема. Речем и о святей всем единей молитве, яже в церковном таинстве лежит, отнележе речет священник славословие, глаголет: «Миром Господу помолимся». С миром да молим Господа, и да просим, кую молитву творити, якоже подобает, не вемы, и да не многословим, научает нас оным, имже подобает о молитве, и первое нраву, яко в мире подобает молитися. Что убо по славословии абие повеле да просим? Ниже исповедающеся прежде, ниже дающе Богу благодарение: но что просят? - да помиловани будут. Сие же прошение есть человеков осужденных и прегрешивших, иже ни един ответ имуще, или праведну вину рещи судии, испускают сей глас, и вопиют: «Господи помилуй», не от правд наших, но от человеколюбия Твоего: и прочая. Таже глаголет пресвитер: «О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся». Священник бо помолится вкупе с людьми, и глаголет: о людие, помолимся Господу, да даст мир Свой нам и спасет души наша. И отвещают людие: «Господи помилуй». Посем же и прочая разумения. Егда же глаголет диакон: «Рцем вси...», сей же глагол не ино что приносит разумети, но точию самое, еже всем вкупе молитися, не клиру точию единому, но и всем обретающимся в церкви. Таже речет диакон: «И от всея души, и от всего помышления нашего рцем». Но что убо рцем? — ничтоже убо ино, разве еже оную же общую молитву: «Господи помилуй». О сей убо святей молитве священный Златоуст пишет к Коринфяном, в 18-м нравоучении: «Ибо о действуемых о иже в покаянии общия и от священника и от людей бывают молитвы: и вси едину глаголют молитву, милости исполнену, еже есть "Господи помилуй"». Сего ради в Служебниках пишется: людие глаголют сие, или оно, на нихже местех написася. Во святей же Восточной Церкви не инако творится, но тако якоже пишется. Идеже написася, «людие глаголют», то вси вкупе, елицы обретаются в церкви, глаголют: или «Господи, помилуй», или «Подай Господи», или «И со духом твоим», или «Отче наш». Аще у нас и не творится сего, обаче подобает творити. Ибо, якоже выше речеся, егда речет диакон: «Миром Господу помолимся», или «Рцем вси», тогда всем подобает и отвещати: «Господи, помилуй». Аще бы ко единому клиру глаголалося отвещати, то не бы написали: людие глаголют. Такожде и святый священный Златоуст в том же нравоучении глаголет паки: «Во время самых страшных тайн, приветствует иерей людем: "Мир вам", приветствуют и людие иерея, глаголюще: "И духови твоему". Ничтоже ино есть, разве сие: яже благодарения паки общая, ниже бо он сам благодарит, но и людие вси. Первее бо их прием глас: таже согласившимся яко достойно и праведно сие бывает, тогда начинает благодарения. И что чудишися, аще негде со священником людие вещают, ид еже и с самыми Херувимы, и с вышними силами обще священныя оны песни возсылают?» Сия же вся оная речена быша, да кождо и от начинаемых трезвится в поучении сем: да увемы, яко тело есмы вси едино, толико имуще друг ко другу различие, елико уд ко удом. И не все на священники возверзаем, но и сами якоже о общем теле, о Церкви всей тако печалуем. Сие бо утверждение большее и нам и вам преподает множайшия устрояти добродетели: даже проходящий сия, получим милость Божию зде, и в будущем веце Царство Небесное, о Христе Иисусе Господе нашем. Яко Тому подобает слава, со Отцем, и со Святым Духом, во веки, аминь» (Типикон, 49-я глава). При всяком богослужении: следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами2: — при начальном возгласе каждой службы - 3 поясных поклона; — на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся...»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», - 3 поклона; исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются; — на «Отче наш...» (в начале) - поклон; — в конце «Достойно есть...» (или Задостойника) — поклон; — при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон; — на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону; — на каждом иерейском возгласе - по поклону. Во время всенощного бдения: - в начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» — 3 крестных знамения (без поклонов!); - в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» — 3 крестных знамения (без поклонов!); - во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) - по земному поклону; - на «Слава Тебе Господи...» перед чтением Евангелия и после чтения - по поклону; - перед целованием Св. Евангелия или св. иконы - 2 поклона; - после целования — 1 поклон; - на каноне, при всех припевах всех девяти песен — по поклону; - на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» — по поклону; - на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием - поклон; - После великого славословия на Трисвятом - 3 поклона. Во время литургии: - за всеми ектениями на всех прошениях — по поклону; исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» поклон творить не следует; - на всех иерейских возгласах - по поклону; - после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» — поклон; - на возгласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крестное знамение без поклона; - на «Господи, спаси благочестивыя» - поклон; - на возглас диакона «И во веки веков» - поклон без крестного знамения; - на Трисвятом — 3 поклона; - на «Слава Тебе, Господи...» перед чтением Евангелия и после него — по поклону; - при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» - поклон без крестного знамения; - по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» - 3 поклона; - в начале Символа веры - крестное знамение без поклона; - в конце Символа веры, на «...чаю воскресения мертвых...» - поклон; - на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника - поясной поклон; - на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися...» - земной поклон; - при Господних словах: «Приимите, ядите...» и «Пиите от нея вси...» — по глубокому поясному поклону; - по освящении Св. Даров (т.е перед пением «Достойно есть» или Задостойника) — земной поклон; - после «Достойно есть» или Задостойника — поклон; - на «Отче наш», в начале — земной поклон; - на «Отче наш» в конце (при словах «...избави нас от лукаваго») — поклон; - на возгласе «Святая святым» - 3 поклона или земной поклон; - при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим...» — земной поклон; - после чтения молитвы ко Причастию «Верую Господи и исповедую...», все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, - земной поклон, а непричащающиеся — поясной; - при втором явлении Св. Даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно...» все непричащавшиеся - земной поклон, а причащавшиеся — поясной; - при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой. Кроме этих поклонов существуют еще и следующие: - при возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа...», когда священник благословляет народ, — преклонить голову, без крестного знамения; - при отпусте без Креста - преклонить голову, без крестного знамения; - при чтении Евангелия - стоять с преклоненной головой; - при каждении - отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения; - при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните» - преклонить голову; - при отпусте с Крестом - поклон с крестным знамением; - при осенений молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей — поклон с крестным знамением; - при осенений молящихся свечами или рукою - поклон без крестного знамения. При выходе из храма читаются те же молитвы, что и при входе, и также творятся 3 поклона с обычною молитвою. Когда православный христианин желает получить благословение священника (или епископа), он подходит к священнику (епископу), преклоняет голову, складывает руки ладонями вверх, правая на левую, и произносит: «Благослови, отче (Владыко) святый». И затем, получив благословение, лобзает десницу благословлявшего. Креститься при получении благословения не следует. Нельзя просить благословения у священника, совершающего каждение, т.к. в это время он совершает священнодействие, а прерывать священнодействие без особой важной причины нельзя. Во время богослужения нельзя прикладываться к иконам, это надо делать или до службы, или после нее. Во время богослужения нельзя занимать места, предназначенные для священнодействия — солею, амвон, пространство между амвоном и аналоем с праздничной иконой и, во время литии и полиелея, пространство от аналоя с праздничной иконой до церковного притвора, т.к. можно помешать совершению уставного богослужения.
1. Верующие должны регулярно посещать богослужения.
- Спойлер:
«Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения» (80-е пр. 6-го Всел. собора) Вот как объясняет Вальсамон причину этого наказания: «... ибо из этого открывается одно из двух - или то, что таковый не прилагает никакого попечения об исполнении божественных повелений о молитве Богу и песнопении, или он не есть верный. Ибо почему же он в течении двадцати дней не захотел быть в церкви с христианами и иметь общение с верным народом Божиим?» (толкование Вальсамона на 80-е пр. 6-го Всел. собора) «В неделях и в праздниках завещавай не делати, яо приходити в церковь, якоже подобает Христианом: аще кто делает в неделю и в праздник, да отлучится». (ст. 162 Номоканона при Большом Требнике). 2. Верующие, присутствующие на богослужении, должны оставаться в храме до произнесения конечного отпуста службы. «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в Церкви производящих, отлучати подобает от общения Церковнаго». (9-е Апост. пр.) 3. Мирянам запрещается всенародно учить в церквях. Они могут отвечать вопрошающим лишь частным образом. «Не подобает мирянину пред народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучатися Божественному. Ибо в единой Церкви разные члены сотворил Бог, по слову апостола (1 Кор. 12,27), которое изъясняя Григорий Богослов, ясно показывает находящийся в них чин, глаголя: сей, братия, чин почтим, сей сохраним: сей да будет ухом, а тот языком: сей рукою, а другий иным чем-либо: сей да учит, тот да учится. И после немногих слов далее глаголет: учащийся да будет в повиновении, раздающий да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем все языком, аще и всего ближе сие, ни все апостолами, ни все пророками, ни все истолкователями. И после неких слов еще глаголет: почто твориши себе пастырем, будучи овцею; почто делаешися главою, будучи ногою; почто покушаешися военачальствовати, быв поставлен в ряду воинов. И в другом месте повелевает премудрость: не буди скор в словах (Еккл. 5, 1), не распростирайся убог сый с богатыми (Притч. 23, 4), не ищи мудрых мудрейший быти. Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковнаго» (64-е пр. Антиох. соб.). «Здесь прибавлено: "перед народом", потому что, если какой-нибудь разумный мирянин будет спрошен частным образом о каком-нибудь догматическом предмете, или о другом душеполезном деле, он не подвергнется наказанию, если даст ответ по своему усмотрению »(толкование Вальсамона на 64-е пр. Антиох. собора). 4. Мирянам, не состоящим в должностях церковного старосты или церковных сторожей и тем более не являющихся клириками, запрещено входить в алтарь. «Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря». (69-е пр. 6-го Всел. собора). «Заметь настоящее правило и никак не дозволяй на основании оного мирянам входить во святой олтарь. Я впрочем много употребил старания, чтобы воспрепятствовать мирянам входить во святый олтарь храма Пресвятыя Госпожи моея и Богородицы Одигитрии; но не мог достигнуть успеха: говорят, что это древний обычай и не должно возбранять» (из толкования Вальсамона на 69-е пр. 6-го Всел. собора). «Мирстии во святый олтарь да не входят, ни мужие, ни жены, по 69-му правилу, еже в Трулле. Инокиня же входит, и пометает, по пятнадесятому правилу святаго Никифора Цареградскаго » (66 ст. Номоканона при Большом Требнике).
Канонические правила относительно участия женщин в богослужении- Спойлер:
1. Женщинам должно молчать в церкви. «Не позволительно женам, во время Божественной литургии, глаголати, но, по слову апостола Павла, да молчат. Не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет. Аще ли же чесому научитйся хотят: в дому своих мужей да вопрошают (1 Кор. 14. 34, 35)» (70-е пр. 6-го Всел. собора) «В Послании к Коринфянам (1 Кор. 14, 34) великий Павел повелевает женщинам молчать и повиноваться своим мужам, по закону Моисееву, который говорит: "к мужу твоему", жена, "обращение твое и той тобою обладати будет" (Быт. 3, 16). Итак, согласно с сим правило определяет, чтобы женщины не разговаривали во время Божественной литургии, но дома научались от своих мужей о чем желают. В виду сего определения не говори, что им запрещено говорить во время литургии, а во время других церковных собраний можно разговаривать беспрепятственно; ибо и тогда они должны молчать. Кажется, что в то время некоторые женщины, объясняя чтение Божественных писаний, брались говорить в церкви много и давать ответы на вопросы, что, по мнению отцев, не свойственно женщинам, а потому и запрещено. Но наедине спрашивать разумнейших женщин о каких-нибудь душеполезных предметах - не ново» (из толкования Вальсамона на 70-е пр. 6-го Всел. собора). «Не должно поставляти в Церкви так именуемыя пресвитериды (старицы), или председательницы» (11-е пр. Лаодик. собора). «В древности некоторые женщины, занимая места пресвитерид в соборных церквах, наставляли, вероятно, в благочинии прочих женщин. Итак поелику некоторые терпели вред от сообщества с таковыми, которые не добро пользовались добром из высокомерия, или из корыстолюбия, то отцы совершенно запретили быть в церквах таким женщинам, называемым пресвитеридами, или председательствующими. Но не скажи: каким образом это бывает в женских монастырях, и одна женщина, то-есть игуменья, имеет начальство над всеми? Ибо услышишь, что отречение ради Бога и пострижение делает то, что многие считаются единым телом, и все, что касается их, направляется только к душевному спасению. А учить женщине в соборной церкви, где собирается множество мужей и жен различных мнений, есть дело самое неприличное и пагубное» (толкование Вальсамона на 11-е пр. Лаодик. собора). 2. Только при самой крайней необходимости женщина может быть допущена к несению послушания псаломщика. «Признавая полезным привлечение женщин к деятельному участию на всех соответствующих их призванию поприщах церковного служения Священный Собор Православной Российской Церкви определяет: 1) Сверх предоставленного Священным Собором права женщинам участвовать в приходских собрание и приходских советах и занимать должности церковных старост, предоставить им также: а) право участия в благочиннических и епархиальных собраниях; б) право занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссирнерских и церковно-хозяйственных учреждениях, за исключением благочиннического и епархиального советов и учреждений судебных и административных, и 2) в исключительных случаях допускать женщин к исполнению должности псаломщика, со всеми правами и обязанностями псаломщиков, но без включения в клир» (Определение Священного Собора Православной Российской Церкви от 7(20) сентября 1918 года). 3. Женщинам категорически запрещено входить в алтарь. «Не подобает жене в олтарь входити» (44-е пр. Лаодик. собора) «Если мужам-мирянам запрещено входить внутрь алтаря, по 69-му правилу Шестого собора, то еще более это может быть запрещено женщинам, у которых непроизвольно случается и течение месячных кровей» (Толкование Зонара на 44 пр. Лаодик. собора). «Мирстии во святый олтарь да не входят, ни мужие ни жены. Инокиня же входит, и пометает» (ст. 66 Номоканона при Большом Требнике). «Подобает инокиням входити во святый жертвенник в своих монастырях, и въжизати свеща и кандила, и украшати, и пометати» (15-е пр. св. Никифора Исповедника). 4. Женщине, находящейся в очищении, не должно причащаться и даже входить в церковь. «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входити в дом Божий, излишним почитаю и вопрошати. Ибо не думаю, чтобы оне, аще суть верныя и благочестивый, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступити к святой трапезе, или коснутися Тела и Крови Христовы, Ибо и жена, имевшая двенадесятилетнее кровотечение, ради исцеления, прикоснулася не Ему, но токмо воскрилию. Молитися, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминати Господа и просити помощи, не возбранено есть. Но приступати к тому, еже есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душею и телом» (2-е пр. св. Дионисия Александрийского). «Еврейские женщины, во время течения месячных кровей, безмолвствуют, сидя в уединенном месте, пока не пройдут семь дней и не прекратится месячное течение. Итак святой отец, быв спрошен относительно верных женщин, можно ли им в состоянии месячного очищения входить в церковь, ответил, что этого не должно быть, и привел в пример кровоточивую в Евангелии, которая не дерзнула прикоснуться к Господу, но только к краю ризы Его; молиться же и призывать не должно быть воспрещено им и в такое время; а входить в храм Божий или причащаться Тайн, они не должны. Не смотря на такое определение великого архиерея, мы видим ныне, что в женских отделениях церквей, и особенно в монастырях, таковые жены бесстрашно стоят в предхрамиях, украшенных различными святыми изображениями и назначенных для славословия Бога; и когда спрашиваем: каким образом это бывает? - нам отвечают, что они не в церковном собрании занимают место. Мне кажется это не так; ибо предхрамия не суть обыкновенные места, каковы ходы пред церквами, но часть их, назначенные для тех жен, которым не возбраняется присутствовать в церковном собрании: каковое предхрамие есть второе место покаяния, для так называемых "слушающих"; в нем не дозволяется стоять и мужчинам, если им назначена епитимия — не участвовать в церковных собраниях, но плакать вне его. Итак нужно, чтобы подобные предхрамия, в которых должны стоять нечистые женщины, не составляли такой части церквей, где бы священники проходили с Божественными Дарами, кадили, может быть, находящимся ту гробам и святым, и совершали какие-либо молитвословия; или пусть с епископского дозволения назначены будут такие места, где бы неочистившиеся женщины стояли без пред осуждения. А я видел, что такая женщина, стоя в предхрамии, принимала даже от архиерея молитву обручения, и - подивился тому. Впрочем в старину женщины, по-видимому, входили в алтарь и причащались со святой трапезы, почему правило и упоминает об алтаре. Прочти еще 44-е пр. Лаодик. собора и 69-е 6-го собора; также — 17-ю новеллу императора господина Льва Философа, в которой между прочим говорится следующее: "Относительно родивших жен и всех тех, которые находятся в состоянии естественного очищения, определяем, чтобы те из них, которые не подвержены какому-либо страданию, угрожающему их жизни, оставались без участия некрещенные — в просвещении, а просвещенные в причащении Пречистых Тайн, до исполнения сорока дней; а когда застигнет их какая-нибудь болезнь, угрожающая пресечением жизни, тогда во всяком случае они должны причащаться Тайн". И спустя несколько опять та же новелла предписывает относительно новорожденных, чтобы они, если не угрожает болезнь, были крестимы в осьмой день; а когда предстоит смерть, то чтобы были крестимы и до осьми дней. А поелику я слышал, как некто говорил, будто отлученные миряне не должны ни слушать божественного псалмопения, стоя вне предхрамия, ни даже петь, то отвечаю ему от себя: человек, написанное в этом правиле заграждает тебе уста, если ты говоришь подобное; ибо как женам, которым не дозволяется присутствовать в церковном собрании, не возбраняется молиться, так и отлученным не должно быть запрещаемо молиться самим по себе и, стоя вне церковного притвора, слушать божественные псалмопения; ибо это служит к большему сокрушению их» (толкование Вальсамона на 2-е пр. св. Дионисия Александрийского). «Жена, в течении сущая, сиречь обычно своя имущая, не причащается в Пасху, дондеже очистится, ниже входит в церковь» (64 ст. Номоканона при Большом Требнике).
|
| | | Mangra
Сообщения : 565 Дата регистрации : 2013-12-23
| Тема: Re: Тело Христово или? Пт Мар 27, 2015 6:28 pm | |
| - Marusia пишет:
- Я не знаю, как еще проще объяснить? Сейчас все свои сообщения Вам подберу.
Да своими слова нужно объяснять. Иисусову молитву человеку можно и нужно читать тогда, когда ум от молитвословий отвлекается. А если эти молитвословия знать и молится совместной молитвой со священством, т.е участвовать в молитве всем свои существом, то такая соборная молитва и должна по сути быть. О чем и говорит Вам Владислав. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Тело Христово или? Пт Мар 27, 2015 6:53 pm | |
| Я своими словами и объясняла, на 6 странице: - Marusia пишет:
- Vladislav пишет:
- Афанасий пишет:
- Что делать мирянину на литургии?
Чтобы отпал такой вопрос, нужно изучить само чинопоследование Литургии, от начального возгласа на проскомидии и до отпуста. Все те молитвы, которые в наше время не читаются гласно. В них иерей, за малым исключением, читает "мы - нас - нам - наши - на нас". Из того же общего строя Литургии станет ясно, что народ Божий не просто находятся на службе по своим индивидуальным нуждам, а приносится благодарение о всех щедротах Божиих от века, - приносит все собрание верных возглавляемое предстоятелем. Вот что делает мирянин на Литургии. И как вершина этого богослужения - приобщение Св. Телу и Крови Христовых. В инете есть весь чин (на ряду), чтобы удобно изучить службу, тогда и не будет уныния на службе, если христианин знает зачем он пришел и что делает. Надо ли мирянину знать священнические молитвы? Наверное достаточно повторять за хором, можно про себя или вслух (в некоторых храмах благословляют) и молиться на ектениях: Господи помилуй, Подай Господи... Если, кто не понимает некоторые моменты службы, надо читать Иисусову молитву. - Marusia пишет:
- Vladislav пишет:
- А в "азбуке" не написано, что ранее эти молитвы читались во всеуслышание ? И по какой причине их перестали читать гласно ? Когда священник читает завершительную молитву на заупокойной ектение, или заамвонную молитву, - Вы разве не повторяете за ним слова этой молитвы ? Мария, одно дело мнить себя священнодействующим не будучи таковым, и другое дело - знать чин и молитвенный строй, который Свв. отцы определили для всей Церкви. А профанаций для мирян, к сожалению, хватает и без приведенной Вами статьи.
Пусть даже так. Сейчас не читают. И что, по Вашему священники не знают, как раньше служили? Если сейчас не читают, значит так благословлено. Когда священник молится в Алтаре, в это же время поет хор и мы вместе с хором тоже поем или про себя, или вслух (если благословлено в храме). Как можно, одновременно, повторять за священником и петь с хором? Ответа не было. Вернее ответ: "Поступайте как знаете". На мой взгляд, это не ответ на поставленный вопрос. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Тело Христово или? Пт Мар 27, 2015 6:58 pm | |
| - Mangra пишет:
- Иисусову молитву человеку можно и нужно читать тогда, когда ум от молитвословий отвлекается.
Об этом я говорила. - Цитата :
- А если эти молитвословия знать и молится совместной молитвой со священством, т.е участвовать в молитве всем свои существом, то такая соборная молитва и должна по сути быть.
Вы тоже считаете, что надо знать и молиться теми молитвами, которые читает священник в Алтаре? |
| | | Vladislav
Сообщения : 307 Дата регистрации : 2014-01-25
| Тема: Re: Тело Христово или? Пт Мар 27, 2015 7:11 pm | |
| - Marusia пишет:
Ответа не было. Вернее ответ: "Поступайте как знаете". На мой взгляд, это не ответ на поставленный вопрос. За священником Вас повторять никто не тянет, но знать службу - обязаны. Молиться можете как умеете, лишь бы правильно. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Тело Христово или? Пт Мар 27, 2015 7:26 pm | |
| - Vladislav пишет:
- За священником Вас повторять никто не тянет, но знать службу - обязаны. Молиться можете как умеете, лишь бы правильно.
Так, я и молюсь вместе с хором Об этом и написала еще вчера. |
| | | Mangra
Сообщения : 565 Дата регистрации : 2013-12-23
| Тема: Re: Тело Христово или? Пт Мар 27, 2015 7:32 pm | |
| - Marusia пишет:
Вы тоже считаете, что надо знать и молиться теми молитвами, которые читает священник в Алтаре? Нужно знать и понимать , что происходит в Алтаре. У меня даже книжка есть по Литургии с ее историей и издана она не для священников, а для мирян. | |
| | | Vladislav
Сообщения : 307 Дата регистрации : 2014-01-25
| Тема: Re: Тело Христово или? Пт Мар 27, 2015 7:35 pm | |
| - Marusia пишет:
- Vladislav пишет:
- За священником Вас повторять никто не тянет, но знать службу - обязаны. Молиться можете как умеете, лишь бы правильно.
Так, я и молюсь вместе с хором Об этом и написала еще вчера. Хотя и не хор ведет службу, ну да ладно и так. | |
| | | Vladislav
Сообщения : 307 Дата регистрации : 2014-01-25
| Тема: Re: Тело Христово или? Пт Мар 27, 2015 7:36 pm | |
| Прошу читающих мои сообщения заметить, что не призываю никого мнить себя священнодействующим, не будучи таковым на деле. Таинства совершаются иереем или епископом, но не мирянином. Мирянин может лишь "поддакивать" в молитве. Не наша вина, что те или иные молитвословия от уха мирян теперь сокрыты, но не понимать службы, тем более Литургии, как православный не имею никакого права. Когда был алтарником (давно), не мог не слышать произносимых настоятелем молитв в силу моих на ту пору обязанностей. Теперь без смысла этих молитвословий просто не могу. Есть определенные молитвы, когда иерей молится сам о себе, и там нет смысла что-то за батюшкой повторять, без остальных, как уже написал выше, просто не могу. Пример с меня брать не обязательно. | |
| | | Mangra
Сообщения : 565 Дата регистрации : 2013-12-23
| Тема: Re: Тело Христово или? Пт Мар 27, 2015 7:42 pm | |
| - Vladislav пишет:
- Пример с меня брать не обязательно.
Уффф... Слава Богу! | |
| | | | Тело Христово или? | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |