Последние темы | » C Крещением автор Админ. Ср Янв 19, 2022 6:22 am
» Рождество Христово 2022 автор Админ. Пт Янв 07, 2022 8:36 am
» Новый год 2022 автор Админ. Сб Янв 01, 2022 8:32 am
» 2021 автор Админ. Пт Дек 31, 2021 6:28 pm
» Троица автор Админ. Вс Июн 20, 2021 4:56 am
» День Победы! автор Админ. Вс Май 09, 2021 6:10 am
» ПАСХА_2021 автор Админ. Вс Май 02, 2021 5:29 am
» ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ПРАВОСЛАВНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ автор Админ. Вс Апр 25, 2021 6:17 am
» Прощеное Воскресенье автор Админ. Вс Мар 14, 2021 5:57 am
» 8 марта. автор Админ. Пн Мар 08, 2021 7:18 am
|
|
| Прав ли Брянчанинов? | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Прав ли Брянчанинов? Чт Авг 22, 2013 1:57 pm | |
| 1. Прав ли Брянчанинов? Несомненно веруя существованию благодатного действия, столь же несомненно мы должны веровать недостоинству и неспособности человека, в его состоянии страстном, к принятию Божией благодати. По причине этого сугубого убеждения погрузимся всецело, бескорыстно, в делание покаяния» (Сочинения, т. 1, М., 1996, стр. 280 — 281).
Что-то меня в этих словах смущает. А вас? | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Прав ли Брянчанинов? Чт Авг 22, 2013 2:21 pm | |
| Я нашла эту беседу о. Петра (Мещеринова). Вот что он говорит дальше: - Цитата :
- Надо отметить, что святитель Игнатий говорит здесь о молитвенном делании, о благодатном утешении; тема его рассуждений узко-практическая и педагогическая. К сожалению, в нашей церковной среде утвердилось и получило самое массовое распространение расширительное применение этой мысли. Оно сводится к следующему: я – ничтожество, жалкий грешник, все во мне – зло и грех, мне приготовлены вечные муки, страшный суд, ад, погибель; правда, есть шанс всего этого избежать. Этот шанс заключается как раз в том, чтобы всегда ощущать себя ничтожнейшим, грешным, уродливым, недостойнейшим существом, ни на что, кроме греха, не годным (это называется «смирением»), и каяться, каяться, и только каяться всю жизнь. Целью духовной жизни при этом становится исключительно убеждение себя в крайней своей грешности, и тотальное самоугрызение, ибо всего прочего мы абсолютно недостойны.
вот что о. Петр говорит по этому поводу: - Цитата :
- В смирении невозможно разделить видение своей греховности и видение великой любви и уважения Бога ко мне. Подлинное сознание своей греховности – не человеческое «выжимание» из себя отвращения к себе, но действие Божие, когда в свете пришедшей в душу благодати Святого Духа человек видит себя так, как он есть, правдиво, безо всяких иллюзий. Видение своей греховности неверно в отрыве от видения себя «солью земли». Также неверно и почитание себя «светом мира» без осознания себя падшим существом. Одно без другого – ошибка, которая приводит к гордости – то есть отпадению души от Бога. (Обратите внимание, что не только духовное превозношение, но и неправильное самоукорение приводит человека к гордости!)
|
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Прав ли Брянчанинов? Чт Авг 22, 2013 2:35 pm | |
| Ирина! А ваше личное мнение по этому поводу? Своими словами? | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Прав ли Брянчанинов? Чт Авг 22, 2013 3:04 pm | |
| Отрывок, из которого была цитата. Аскетические опыты. Том I . О молитве Иисусовой. Отдел III. О упражнении молитвою Иисусовою http://pravbeseda.ru/library/?page=book&id=777 - свт. Игнатий (Брянчанинов):
Ученик. Ты сказал прежде, что неочищенный от страстей не способен ко вкушению Божественной благодати, а теперь упомянул о молитвенном благодатном утешении в мирянине и новоначальном послушнике. Здесь представляется мне противоречие. Старец. Научаемые Священным Писанием и писаниями святых Отцов, мы веруем и исповедуем, что Божественная благодать действует как прежде, так и ныне в Православной Церкви, несмотря на то, что обретает мало сосудов, достойных ее. Она осеняет тех подвижников Божиих, которых ей благоугодно осенить. Утверждающие, что ныне невозможно христианину сделаться причастником Святого Духа, противоречат Священному Писанию, и причиняют душам своим величайший вред, как об этом прекрасно рассуждает преподобный Макарий Великий [73]. Они, не предполагая в христианстве никакой особенно высокой цели, не ведая о ней, не стараются, даже нисколько не помышляют о достижении ее; довольствуясь наружным исполнением некоторых добродетелей, лишают сами себя христианского совершенства. Что хуже всего, — они, удовлетворясь своим состоянием и признавая себя, по причине своего наружного поведения, возшедшими на верх духовного жительства, не только не могут иметь смирения, нищеты духовной и сердечного сокрушения, но и впадают в самомнение, в превозношение, в самообольщение, в прелесть, уже нисколько не заботятся об истинном преуспеянии. Напротив того, уверовавшие существованию христианского совершенства, устремляются к нему всеусердно, вступают в неослабный подвиг для достижения его. Понятие о христианском совершенстве охраняет их от гордости: в недоумении и плаче предстоят они молитвою пред заключенным входом в этот духовный чертог. Введенные Евангелием в правильное самовоззрение, смиренно, уничиженно думают они о себе: признают себя рабами непотребными, не исполнившими назначения, приобретенного и предначертанного Искупителем для искупленных Им человеков [74]. Отвержение жительства по заповедям Евангелия и по учению святых Отцов — жительство самовольное, основанное на собственном умствовании, хотя бы и очень подвижное или очень благовидное — имеет самое вредное влияние на правильное понимание христианства, даже на догматическую веру [75]. Это доказано со всею ясностью характером тех нелепых заблуждений и того разврата, в которые вринулись все отступники, все еретики и раскольники.Вместе с этим, опять основываясь на Божественном Писании и на писаниях Отеческих, мы утверждаем, что ум и сердце, не очищенные от страстей покаянием, неспособны соделаться причастниками Божественной благодати, —утверждаем, что сочиняющие для себя благодатные видения и благодатные ощущения, ими льстящие себе и обманывающие себя, впадают в самообольщение и бесовскую прелесть. Несомненно веруя существованию благодатного действия, столько же несомненно мы должны веровать недостоинству и неспособности человека, в его состоянии страстном, к принятию Божией благодати. По причине этого сугубого убеждения погрузимся всецело, бескорыстно, в делание покаяния, предав и вручив себя всесовершенно воле и благости Божией. “Нет неправды у Бога, — наставляет преподобный Макарий Великий, — Бог не оставит неисполненным того, что Он предоставил исполнять Себе, когда исполним то, что мы обязаны исполнить” [76]. Монах не должен сомневаться о получении дара Божественной благодати, — говорит святой Исаак Сирский, — как сын не сомневается в получении наследства от отца. Наследство принадлежит сыну по закону естества. Вместе с этим святой Исаак называет прошение в молитве о ниспослании явного действия благодати начинанием, заслуживающим порицания, прошением, внушенным гордынею и превозношением; он признает желание и искание благодати настроением души неправильным, отверженным Церковью Божиею, душевным недугом. Усвоивших себе такое желание он признает усвоившими гордыню и падение, то есть, самообольщение и демонскую прелесть. Хотя самая цель монашества и есть обновление Святым Духом принявшего монашество, но святой Исаак предлагает идти к этой цели покаянием и смирением, стяжать плач о себе и молитву мытаря, столько раскрыть в себе греховность, чтоб со весть наша свидетельствовала нам, что мы — рабы непотребные, и нуждаемся в милости. “Божие, — говорит святой, — приходит само собою, в то время, как мы и не помышляем о нем. Ей так! но если место чисто, а не оскверненно” [77].Что ж касается до упомянутого новоначального: то из самых приведенных случаев с ним видно, что он вовсе не ожидал такого молитвенного действия, какое в нем внезапно открылось, даже не понимал, что оно существует. Это — строение промысла Божия, постижение которого нам недоступно. Тот же святой Исаак говорит: “Чин (порядок) особенного смотрения (промысла, суда Божия) отличается от общего человеческого чина. Ты следуй общему чину, и путем, по которому прошли все человеки, по последованию преемничества, взойди [78] на высоту духовного пирга (башни)”. Насколько поняла прочитанное, слова святителя Игнатия относились к практике делания Иисусовой молитвы. Он говорил о том, что новоначальным нельзя искать благодатных видений и ощущений. Этим не отрицается того, что по особому Промыслу Божию может ощущаться особое молитвенное действие, но это не есть общее правило, и его нельзя искать самовольно. Меня в этих словах святителя (так, как я их поняла) ничего не смущает. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Прав ли Брянчанинов? Чт Авг 22, 2013 3:22 pm | |
| Видите ли, Афанасий, вырванные из контекста слова свт. Игнатия действительно смутительны. (из контекста можно вырвать все что угодно - и получится полное доказательство отсутствия Бога в самой Библии ("...несть Бог"). То есть можно подумать, что он говорит о Таинствах и потому мы недостойны того же Крещения или Причащения. А в контексте слов святителя - сомнений не вызывает. |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Прав ли Брянчанинов? Чт Авг 22, 2013 3:55 pm | |
| Знаете сестры мои! Говорите по контекст. Но любое рассуждение заканчивается выводом. И это суждение Игнатия мне показалось окончательным выводом о том, что мы изначально все и или, если не все, то многие недостойны благодати Божией. Вот это меня и смущает. А по поводу чего свт. Игнатий рассуждает, мне не очень интересно. По поводу молитвы или чего ещё. Меня смущает утверждение, что наше недостоинство становится препятствием для благодати Божией. Это абсолютно неверно. Ибо сказано, что не ради праведников, но ради грешников воплотился Господь. Именно недостоинство наше и есть нужда в благодати нашей и есть то, что её привлекает.
Праведнику благодать не нужна. Он и в Ветхом Завете спасается. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Прав ли Брянчанинов? Чт Авг 22, 2013 4:13 pm | |
| Афанасий, знаете, я читала святителя с удовольствием. И про иисусову молитву в том числе. В данном случае ведь речь идет именно о ней, не так ли :))))))) Думаю, что контекста придется придерживаться все-таки. Иначе правы и пятидесятники, которые, надергав цитат из Библии, ведут самих себя и других прямиком в ад...
Касательно слов святителя - мне кажется, что именно свт. Игнатий как никто другой был аккуратен в словах. Поэтому не стоит искать в его словах иного смысла, чем тот, который сам святитель в них вкладывал. Вот как-то так мне видится, прошу прощения за резкость. |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Прав ли Брянчанинов? Чт Авг 22, 2013 4:55 pm | |
| Знаете Ирина! Я ведь не противник святителя Игнатия.
Но и не думаю, что именно в Иисусовой молитве Бог нас ограничивает благодатью. А в других случаях любых считает Себе это невозможным. Это какая-то несуразица. У Бога нет пределов. Одна наша молитва или их вообще нет никаких, это всё Его дело, а не наше. Не мы Им управляем, но Он нами. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Прав ли Брянчанинов? Чт Авг 22, 2013 7:42 pm | |
| Возможно, различие в понимании терминов? Насколько я понимаю, святитель Игнатий говорит о явных дарах благодати Божией, благодатных состояниях, ощущаемых человеком, не отрицая того, о чем Вы говорите. |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Прав ли Брянчанинов? Чт Авг 22, 2013 7:49 pm | |
| - Ольга 79 пишет:
- Возможно, различие в понимании терминов? Насколько я понимаю, святитель Игнатий говорит о явных дарах благодати Божией, не отрицая того, о чем Вы говорите.
Что есть явные дары благодати? Чем явные отличаются от не явных? | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Прав ли Брянчанинов? Чт Авг 22, 2013 7:59 pm | |
| В моем понимании "явные дары благодати" - какие-то особые ощущения, дары исцеления, пророчества и т.п. Неявные - то, что человек в себе не ощущает видимо, но ведет его ко спасению. Своими силами, сам по себе, человек не может ни помолиться, ни покаяться, при всем этом таинственно, неощутимо для него действует благодать Божия.
Соглашусь с Ирой, для правильного понимания высказывания очень важен контекст, особенно в данном случае. |
| | | Jura
Сообщения : 2015 Дата регистрации : 2012-04-01 Возраст : 60 Откуда : г Воронеж
| Тема: Re: Прав ли Брянчанинов? Чт Авг 22, 2013 9:53 pm | |
| - Афанасий пишет:
- 1. Прав ли Брянчанинов? Несомненно веруя существованию благодатного действия, столь же несомненно мы должны веровать недостоинству и неспособности человека, в его состоянии страстном, к принятию Божией благодати. По причине этого сугубого убеждения погрузимся всецело, бескорыстно, в делание покаяния» (Сочинения, т. 1, М., 1996, стр. 280 — 281).
Что-то меня в этих словах смущает. А вас? Вообще ни чего не смущает. Просто другого не остается. | |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Прав ли Брянчанинов? Пт Авг 23, 2013 1:41 am | |
| А меня смущает. Вот не могу признать, что Бог нас меньше. Особо если нас ради воплотился. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Прав ли Брянчанинов? Пт Авг 23, 2013 3:15 pm | |
| - Афанасий пишет:
- А меня смущает.
Вот не могу признать, что Бог нас меньше. Особо если нас ради воплотился. Толя. Вот Игнатий Брянчанинов меня не смущает... А что тут такого? Не может человек.. ...Как объяснить то? Мы думаем и чувствуем в человеческом измерении.. Ничего не зная и не чувствуя того, что есть в другом мире, в том, который уготован нам в вечности... Вспоминаю, как о. Серафим Саровской в беседе с Мотовиловым : Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу. – Это, ваше Боголюбие, – сказал батюшка о.Серафим, – тот мир, про который Господь сказал ученикам своим: “Мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам. Аще бо от мира были бысте, мир убо любил бы свое, но яко же избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Обаче дерзайте, яко Аз победих мир”. Но ведь скорее всего всей полноты благодати нам не понять...А может и не дано принять...Ибо уместить некуда... Кожаными одеждами стеснены... Я не воспринимаю эту фразу как категоричный отказ Брянчаниновым нам в такой возможности. Но согласитесь, даже ощутив ту благодать, которая нам дается по мере...мы ж с ней не идем по жизни... Не можем...Хотя это нас укрепляет и дает силы для обретения той тишины, того мира о котором в приведенном отрывке говорится. А вот твоя фраза меня напрягла. Что ты имел ввиду, говоря: не могу признать, что Бог нас меньше? И как это с Брянчаниновым коррелируется? |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Прав ли Брянчанинов? Пт Авг 23, 2013 3:40 pm | |
| Бог всемогущ. И если Он решит облагодетельствовать нас, то ничто Ему не помешает. Даже и наша неготовность к этому. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Прав ли Брянчанинов? Пт Авг 23, 2013 3:47 pm | |
| о.к. я в принципе на младенца тоже могу одеть рюкзак с 10 килограммами конфет. |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Прав ли Брянчанинов? Пт Авг 23, 2013 3:51 pm | |
| Ты можешь, а Господь и сил даст. Иначе мы в Нем сомневаемся, а воплощение Его бессмысленно. И кто из людей измерил наши силы? Если сила наша в нашей немощи. А значит в Нем, а не в нас дело. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Прав ли Брянчанинов? Пт Авг 23, 2013 3:54 pm | |
| - Афанасий пишет:
- сила наша в нашей немощи. А значит в Нем, а не в нас дело.
вот это по моему и имел ввиду Игнатий Брянчанинов. А разве сам по себе человек может что-либо понести? |
| | | Jura
Сообщения : 2015 Дата регистрации : 2012-04-01 Возраст : 60 Откуда : г Воронеж
| Тема: Re: Прав ли Брянчанинов? Пт Авг 23, 2013 4:52 pm | |
| - Афанасий пишет:
- Бог всемогущ. И если Он решит облагодетельствовать нас, то ничто Ему не помешает. Даже и наша неготовность к этому.
Его Благодать нам грешным мешает. И наша неподготовленность при встрече с Богом для нас смерть. И Бог это знает. Так бы он еще в раю все исправил бы. Но Адам после грехопадения не был в том состоянии, что бы с ним находиться. В этом корень ад закрыт изнутри. | |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Прав ли Брянчанинов? Пт Авг 23, 2013 5:06 pm | |
| - Jura пишет:
Его Благодать нам грешным мешает. Вах! Значит ап. Павел что-то недопонял. 14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. 15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. 16 И дар не как [суд] за одного согрешившего; ибо суд за одно [преступление] - к осуждению; а дар благодати - к оправданию от многих преступлений. 5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. 6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело. мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, (Кор. 1:12) | |
| | | Jura
Сообщения : 2015 Дата регистрации : 2012-04-01 Возраст : 60 Откуда : г Воронеж
| Тема: Re: Прав ли Брянчанинов? Пт Авг 23, 2013 5:34 pm | |
| - Афанасий пишет:
- Jura пишет:
Его Благодать нам грешным мешает. Вах! Значит ап. Павел что-то недопонял.
14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. 15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. 16 И дар не как [суд] за одного согрешившего; ибо суд за одно [преступление] - к осуждению; а дар благодати - к оправданию от многих преступлений.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. 6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, (Кор. 1:12) Она стала доступна. 2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. Рим 5. (там же) | |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Прав ли Брянчанинов? Пт Авг 23, 2013 5:37 pm | |
| Вот и слава Богу. В этом и есть отличие церкви новозаветной от ветхозаветной. | |
| | | | Прав ли Брянчанинов? | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |