Прежде чем сжечь все мосты, убедись — на той ли ты стороне 1. Что нас губит? Наркомания? Коррупция? Пьянство? Засилье гастарбайтеров?
Да, всё так. Но всё это - следствия. В конце-то концов нас губит, казалось бы, безобидное словечко «рынок». Нас губит капитализм.
2.
Причем капитализм как таковой, а не только либеральная его разновидность. Капитализм как служение мамоне, как поклонение доллару вместо Бога. Капитализм как извращенный образ существования социума. Ибо он и атомизирует общество, плодя эгоистов, и порождает
несправедливость, и развращает народ, и убивает веру. Но сказано Господом: «нельзя служить Богу и мамоне», и потому выдвигаемый некоторыми «православный капитализм» - вещь антихристианская.
3. Мы должны противопоставить всему этому свою альтернативу, свой православный образ жизни, свой социальный строй, который я называю православным социализмом. Что это такое? Это строй, где экономика - типа советской (а лучше сказать - сталинской), с общественной собственностью на средства производства. А идеология (а ведь без идеологии никакое
общество невозможно) - православная, основанная на вере в Господа Иисуса Христа и христианских ценностях. Цель такого устроения жизни - не в стяжании благополучной, безбедной жизни на земле, а в соборном приближении к Богу, спасении не «малого стада», а многих, спасении русского народа.
4. Заметим, что нам нужна экономика вовсе не смешанного типа, не помесь частной и общественной собственности. Нет, только господство общественной собственности, только нерыночная, плановая экономика могут поставить заслон мамоне и выдержать
противостояние с Западом, без чего существование России немыслимо.
5. Вопреки расхожему мнению, это как раз не утопия, ибо обе компоненты православного социализма прекрасно сочетаются друг с другом. На самом деле коммунизм - подлинно христианская идея. Он освящен Священным Писанием (вспомним жизнь Иерусалимской общины, описанной в Деяниях Апостольских), святоотеческим преданием, а также Русской историей, как
церковной (общежительные монастыри), так и светской.
6. Наша русская история показала, что нет воли Божией на капитализм в России.
Русская идея совершенно иная: создание православного государства, реализующего социальную справедливость. Иначе говоря - реализация православного социализма. И Россия во все периоды своего существования пыталась осуществить его. Сначала через создание православной Империи, Третьего Рима, а затем, в советское время - через создание строя социальной справедливости. И лишь яростное противодействие темных сил плюс наше трагическое неумение обе идеи - православие и социализм - соединить, мешали его осуществлению. Главное - поставить правильный диагноз и выбрать цель, согласную с волей Божией. Однако сейчас мы как
никогда далеки от реализации такой цели. Но воля Божия непреложна, и задача создания русского православного общества, несмотря на все трудности, с нас не снята. Господь хочет от нас выполнения великой идеи.
7. Ныне ситуация очень и очень печальная. Россия летит в пропасть, и никакие компромиссы и паллиативы уже ее не спасут. А сиюминутная реализация православного социализма невозможна, как по причине тяжелого развращения нашего народа, так и по плачевному состоянию умов русской элиты. И потому, увы, надо ждать национальной катастрофы. Я не пророк, и не знаю ни сроков, ни даже в чем конкретно катастрофа будет заключаться. Но ясно, что в таком безобразном состоянии Россия ходить пред Господом более не может.
8. И все же отчаиваться не следует. Кто знает, чем кончатся грядущие катаклизмы. Может быть, окончательной гибелью России, а может быть, ее возрождением. Ибо в такие моменты,
когда сдвигаются глубинные пласты народного сознания, возможно все. В том числе - и православная монархия, ставящая своей задачей созидание православного социализма.
Спаси Господи.
Сомин Николай Владимирович, к.ф.-м.н., в.н.с. Института проблем информатики РАН, бакалавр теологии, ст. преподаватель факультета социальных наук ПСТГУ