Последние темы | » C Крещением автор Админ. Ср Янв 19, 2022 6:22 am
» Рождество Христово 2022 автор Админ. Пт Янв 07, 2022 8:36 am
» Новый год 2022 автор Админ. Сб Янв 01, 2022 8:32 am
» 2021 автор Админ. Пт Дек 31, 2021 6:28 pm
» Троица автор Админ. Вс Июн 20, 2021 4:56 am
» День Победы! автор Админ. Вс Май 09, 2021 6:10 am
» ПАСХА_2021 автор Админ. Вс Май 02, 2021 5:29 am
» ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ПРАВОСЛАВНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ автор Админ. Вс Апр 25, 2021 6:17 am
» Прощеное Воскресенье автор Админ. Вс Мар 14, 2021 5:57 am
» 8 марта. автор Админ. Пн Мар 08, 2021 7:18 am
|
|
| Марфа и Мария. | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Марфа и Мария. Вс Апр 07, 2013 7:36 pm | |
| Тут недавно у меня спросили. В чем смысл этого эпизода? 38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. 40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. 41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. О чем тут речь, что думаем? | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Марфа и Мария. Вс Апр 07, 2013 7:42 pm | |
| Толкование блаженного Феофилакта http://azbyka.ru/otechnik/?Feofilakt_Bolgarskij/tolk_53=10 Лк.10:38. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; Лк.10:39. у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Лк.10:40. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Лк.10:41. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, Лк.10:42. а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Велико благо и от гостеприимства, как показала Марфа, и не нужно пренебрегать им; но еще большее благо – внимать духовным беседам. Ибо тем питается тело, а сими оживляется душа. Не для того, – говорит, – существуем мы, Марфа, чтобы наполнять тело разными яствами, но для того, чтобы творить полезное душам. Примечай и благоразумие Господа. Он ничего не сказал Марфе прежде, чем от нее получил повод к упреку. Когда же она покусилась отвлечь свою сестру от слушания, тогда Господь, воспользовавшись поводом, упрекает ее. Ибо гостеприимство дотоле похвально, доколе оно не отвлекает и не отводит нас от того, что более нужно; когда же оно нам начнет препятствовать в важнейших предметах, тогда довольно предпочесть ему слушание о божественных предметах. Притом, если сказать точнее, Господь возбраняет не гостеприимство, но разнообразие и суетность, то есть развлечение и смущение. Для чего, – говорит, – «Марфа, ты заботишься и... печешься о многом», то есть развлекаешься, беспокоишься? Мы имеем нужду в том только, чтоб сколько-нибудь поесть, а не в разнообразии яств. Иные слова «одно только нужно» разумели не о пище, но о внимании к учению. Итак, сими словами Господь научает апостолов, чтобы, когда они войдут в чей-либо дом, не требовали ничего роскошного, но довольствовались простым, не заботясь более ни о чем, как о внимании к учению. Пожалуй, разумей под Марфой деятельную добродетель, а под Марией – созерцание. Деятельная добродетель имеет развлечения и беспокойства, а созерцание, став господином над страстями (ибо Мария – значит госпожа), упражняется в одном рассмотрении божественных изречений и судеб. Обрати внимание и на слова: «села у ног Иисуса и слушала слово Его». Под ногами можно разуметь деятельную добродетель, ибо они означают движение и хождение. А сидение есть знак неподвижности. Итак, кто сядет при ногах Иисусовых, то есть, кто утвердится в деятельной добродетели и чрез подражание хождению и жизни Иисуса укрепится в ней, тот после сего доходит до слышания божественных речений или до созерцания. Поскольку и Мария прежде села, а потом слушала слова. Итак, если ты можешь, восходи на степень Марии чрез господство над страстями и стремление к созерцанию. Если ж это невозможно для тебя, будь Марфой, прилежи деятельной стороне и чрез то принимай Христа. Приметь сие: «которая не отнимется у неё». Подвизающийся в делах имеет нечто такое, что отнимается у него, то есть заботы и развлечение. Ибо, достигши до созерцания, он освобождается от развлечения и суетности, и таким образом у него нечто отнимается. А подвизающийся в созерцании никогда не лишается сей благой части, то есть созерцания. Ибо в чем больше он будет успевать, когда достиг самого высшего, разумею, созерцания Бога, что равно обожению? Ибо кто удостоился зреть Бога, тот становится богом, так как подобное объемлется подобным. |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Марфа и Мария. Вс Апр 07, 2013 7:54 pm | |
| Меня спросили. Марфа обиделась на Марию, коли стала упрекать Христа? Заметим. Она не Марию стала упрекать, а именно Христа. Почему так?
Последний раз редактировалось: Афанасий (Ср Май 21, 2014 5:49 pm), всего редактировалось 1 раз(а) | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Марфа и Мария. Вс Апр 07, 2013 9:05 pm | |
| Думаю, Марфа обратилась к Господу, потому что Его мнение было решающим и для нее, и для ее сестры. И именно для Него она старалась. Интернет у меня плохо работает, может пропасть. Поэтому ссылки сейчас приведу, хотя не прочитала их полностью: Схиархимандрит Авраам Благая часть О служении Марфы и Марии http://www.sestry.ru/church/content/library/blagaja_chast/75_chapter/view . Том 3. «Мария же благую часть избра…» http://www.sestry.ru/church/content/library/blagaja_chast/78_chapter/view . И тут интересное понимание эпизода о Марфе и Марии: Марина Журинская. Апостолат семидесяти. Кто ближний? Не осуждайте ни Марфы, ни Марии http://www.foma.ru/apostolat-semidesyati.-kto-blizhnij-ne-osuzhdajte-ni-marfyi-ni-marii.html : - Цитата :
- ... И вот – последний эпизод этой главы, Христос у Марфы и Марии; Марфа готовит «большое угощение», Мария слушает слова Спасителя. Марфа сочла это несправедливым и попросила Христа, чтобы Он отослал Марию на помощь сестре. И услышала: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». При разборе этого эпизода, как представляется, происходит некоторое смещение акцентов: те, кто склонен к деятельности, бросаются оправдывать Марфу, те, кто к созерцательности – Марию. А почему бы нам не поставить в центр рассмотрения Христа?
Вот подумаем: мог ли бы Он отослать Марию? – да никогда; благовествование было наполнением Его земной жизни. А сказать Марфе, что зря она так ожесточилась, Он тоже не мог, потому что жалел ее и ценил ее усилия – не потому что они были направлены на то, чтобы Ему угодить, а потому что она была щедрой, гостеприимной, радушной, а это вовсе не плохие качества. И тем более не мог Он сказать, чтобы она бросила эту свою суету и присоединилась к сестре, потому что это тоже было бы для нее оскорбительно. Но ведь и Мария претерпела: она в сущности получила довольно резкое замечание от старшей сестры. И вот, Христос говорит обеим в сущности о свободе выбора: Марфа сама выбрала занятие для себя, и пресекать ее – значит пресекать ее свободу воли. Что выбрала, то и выбрала, и греха в ее выборе нет. Выбор же Марии был благ, и не может у нее отняться.
Так давайте же читать этот эпизод не для того чтобы снова и снова увязать в ожесточенных и бесплодных спорах о том, кто из сестер подлежит нашему осуждению, а для того чтобы учиться у Христа именно не-осуждению. Представляется, что Марфа и Мария прекрасно иллюстрируют известный тезис Блаженного Августина о границах расхождений среди христиан: обе они любят Господа, обе едины в стремлении почтить Учителя, но только одна – угощением, а другая – своим вниманием.
Остается только пожелать, чтобы Марфы и Марии были взаимно снисходительны – в воспоминание о Господе нашем Иисусе Христе. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Марфа и Мария. Иисус Христос на празднике Обновления храма http://azbyka.ru/hristianstvo/iisus_hristos/mitropolit_kirill_slovo_pastyrya_66-all.shtml : - Цитата :
- Недалеко от Иерусалима располагается небольшое селение под названием Вифания. Здесь жило благочестивое семейство, состоявшее из сестер Марфы и Марии и их брата Лазаря. Господь впервые посетил их дом вскоре после праздника Кущей и нашел там теплый прием и благодарные сердца. Вот как описывает это событие евангелист Лука:
«В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10. 38–42). Этот евангельский текст хорошо знают постоянные прихожане православных храмов, потому что он всегда читается за богослужением во дни Богородичных праздников, когда Церковью сугубо прославляется Божия Матерь. И это вовсе не случайно, здесь есть определенная духовная связь. При внимательном чтении этого отрывка становится вполне очевидным, что самое важное в жизни человека — его стремление к высшей духовной цели. Конечно, всем нам необходимо иметь попечение о хлебе насущном для себя и ближних, удовлетворять иные потребности своего физического бытия, однако эти заботы должны гармонично сочетаться с устремлениями и трудами, направленными на укрепление духовных основ нашей жизни. Господь не осуждает Марфу за то, что она, согласно традиции гостеприимства и по велению доброго и отзывчивого сердца, погрузилась в заботы о достойном угощении для гостящих в ее доме путников. Но вместе с тем удивительные слова, обращенные к ней Спасителем, заключают в себе вполне определенную иерархию ценностей человеческого существования, указывая на то, что есть в нем главное, «единое на потребу», а что, иное, будучи хотя и необходимым, все-таки должно почитаться как второстепенное. Пречистая и Преблагословенная Дева Мария в Своем житии гармонично соединила и служение Марфы, и служение Марии. Она имела много житейских попечений, растила Своего Сына, заботилась об Иосифе. Но вместе с тем Она оставалась, по слову молитвы, превыше Херувимов и Серафимов. Она взошла к такому духовному совершенству, какого не достигал никто из людей, а это означает, что главным, «единым на потребу» для Нее была жизнь духовная. История о Марфе и Марии, которую поведал нам евангелист Лука, являет пример того, как нужно соотносить естественные и неизбежные заботы о житейских нуждах с «благой частью» духовного возрастания, которое, по Слову Спасителя, есть основа жизни человека. ... |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Марфа и Мария. Пн Апр 08, 2013 12:23 pm | |
| Я для себя ответил примерно так: Из верующих мы видим категории. Одни, веруя в Бога, пытаются Себя перед Ним всего себя показать и засвидетельствовать свою верность. Другие всё это отвергают. Просто пытаются слышать Его и с Ним соединиться. Без надежды признания в этом мире от людей. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Марфа и Мария. Пн Апр 08, 2013 11:07 pm | |
| Не поняла один момент в Вашем рассуждении, Афанасий. - Афанасий пишет:
- Я для себя ответил примерно так: Из верующих мы видим категории. Одни, веруя в Бога, пытаются Себя перед Ним всего себя показать и засвидетельствовать свою верность. ...
Данная категория верующих делает это тоже "без надежды признания в этом мире от людей", как вторая, или нет? |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Марфа и Мария. Пн Апр 08, 2013 11:23 pm | |
| Марфа очень старается угодить Богу. Мария об этом не заботится, а Христос её за это хвалит. Не странно ли? | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Марфа и Мария. Пн Апр 08, 2013 11:45 pm | |
| Не поняла. Господь похвалил Марию за то, что она не старалась угодить Ему? Имеете ввиду, что она настолько была захвачена желанием слышать Слово Божие, что забыла обо всем остальном?
|
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Марфа и Мария. Пн Апр 08, 2013 11:52 pm | |
| - Ольга 79 пишет:
- Не поняла. Господь похвалил Марию за то, что она не старалась угодить Ему? Имеете ввиду, что она настолько была захвачена желанием слышать Слово Божие, что забыла обо всем остальном?
"а одно только нужно" говорит Господь | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Марфа и Мария. Вт Апр 09, 2013 11:08 am | |
| ну да. Потому что не хлебом единым жив человек.... |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Марфа и Мария. Вт Апр 09, 2013 11:12 am | |
| - Ольга 79 пишет:
- Не поняла один момент в Вашем рассуждении, Афанасий.
- Афанасий пишет:
- Я для себя ответил примерно так: Из верующих мы видим категории. Одни, веруя в Бога, пытаются Себя перед Ним всего себя показать и засвидетельствовать свою верность. ...
Данная категория верующих делает это тоже "без надежды признания в этом мире от людей", как вторая, или нет? Возможно и так. Кстати помнится Серафим Саровский веру сравнивал с торговлей. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Марфа и Мария. Вт Апр 09, 2013 12:19 pm | |
| - Афанасий пишет:
- [
Кстати помнится Серафим Саровский веру сравнивал с торговлей. А можно тут подробнее остановиться? это ж ничего, если сделаем маленькое отступление? |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Марфа и Мария. Вт Апр 09, 2013 12:24 pm | |
| - Светлана (Лита) пишет:
- Афанасий пишет:
- [
Кстати помнится Серафим Саровский веру сравнивал с торговлей. А можно тут подробнее остановиться? это ж ничего, если сделаем маленькое отступление? Конечно ж ничего. Только дайте мне время найти эти его высказывания. Если кто-то другой не опередит. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Марфа и Мария. Вт Апр 09, 2013 12:57 pm | |
| - Цитата :
- Итак, преподобный Серафим говорит, что смысл христианской жизни заключается в стяжании Благодати Святого Духа. Это стяжание он сравнивает с торговлей, с приобретением земного богатства. Из такого сравнения следует несколько интересных мыслей. В частности, такая мысль: как земное богатство может иметь много уровней — от малого и до великого, так и Благодать, приобретаемая христианами, бывает очень и очень разной — от малой и до великой. В отношении материального богатства есть большая разница между человеком обычным и человеком бесконечно богатым. Эта разница видна во всем: и как каждый из них одевается, и где он живет, и какие возможности имеет в жизни. Большинство людей владеют малым богатством и живут так: заработал — потратил, заработал — потратил. То есть они вынуждены постоянно поддерживать свое малое богатство, иначе им угрожают нищета и разорение. Однако при большом богатстве необходимость в этом отпадает, и нищеты тогда уже быть не может. При накоплении материального богатства, достигнув какого-то уровня, становится возможным жить только на одни доходы с капитала. В этом случае человек бывает богатым уже всегда, независимо ни от чего.
Вот точно так же и святые, получившие от Бога великие дары Благодати, подобны человеку, владеющему огромным состоянием, которое часто бывает невозможно даже и сосчитать. Как какой-нибудь богатейший человек может всем помогать, может строить храмы или больницы, жертвовать огромные суммы на благотворительность, однако сам беднее от этого не становится, так и святые: они источают изобильную благодатную помощь и людям, и всему миру, но сами в Благодати не оскудевают и не истощаются. Святые исцеляли неизлечимых больных, воскрешали мертвых, избавляли людей от опасностей и смерти, помогали в самых разных нуждах и напастях. Все эти Божии дары они источали, подобно бьющему из земли неиссякающему источнику. У нас же все бывает по-другому, и в отношении Благодати мы чаще всего являемся бедными или даже нищими. Благодать не пребывает в нас постоянно, но лишь по временам и в малой мере приходит в нашу душу. Мы подобны не сверхбогатому человеку, а какому-нибудь бедняку, а потому и благодатную помощь мы никому оказывать не в состоянии.[ Отсюда: http://www.zavet.ru/b/ipavlov/015.htm |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Марфа и Мария. Вт Апр 09, 2013 1:35 pm | |
| [quote="Ирина"] - Цитата :
- Итак, преподобный Серафим говорит, что смысл христианской жизни заключается в стяжании Благодати Святого Духа. Это стяжание он сравнивает с торговлей, с приобретением земного богатства.
Ну вот. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Марфа и Мария. Вт Апр 09, 2013 2:18 pm | |
| Вы даже не представляете как для меня это сейчас важно. Поклон вам! |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Марфа и Мария. Пн Апр 15, 2013 11:51 am | |
| (18) Не думай, что ты по причине воздержания пасть не можешь; ибо некто, и ничего не вкушавший, был свержен с неба. (Иоанн Лествичник) http://russzastava.narod.ru/duma.html#d15 Мне кажется это тоже относится к теме Марфы и Марии. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Марфа и Мария. Пн Апр 15, 2013 11:52 am | |
| - Афанасий пишет:
- (18) Не думай, что ты по причине воздержания пасть не можешь; ибо некто, и ничего не вкушавший, был свержен с неба. (Иоанн Лествичник) http://russzastava.narod.ru/duma.html#d15
Мне кажется это тоже относится к теме Марфы и Марии. Согласна. Это ошибка -думать, что сейчас отгорожусь от мира, закроюсь дверями и избегу искушений... |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Марфа и Мария. Пн Апр 15, 2013 11:55 am | |
| - Светлана (Лита) пишет:
Согласна. Это ошибка -думать, что сейчас отгорожусь от мира, закроюсь дверями и избегу искушений...
Это понятно. Ты согласилась с автором Лествицы. Но как это относится к теме Марфы и Марии не сказала. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Марфа и Мария. Пн Апр 15, 2013 12:02 pm | |
| ну ответ наверно здесь: - Цитата :
- Пожалуй, разумей под Марфой деятельную добродетель, а под Марией – созерцание. Деятельная добродетель имеет развлечения и беспокойства, а созерцание, став господином над страстями (ибо Мария – значит госпожа), упражняется в одном рассмотрении божественных изречений и судеб..
Созерцая, сохрани трезвость мысли. |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Марфа и Мария. Пн Апр 15, 2013 12:17 pm | |
| - Светлана (Лита) пишет:
- ну ответ наверно здесь:
- Цитата :
- Пожалуй, разумей под Марфой деятельную добродетель, а под Марией – созерцание. Деятельная добродетель имеет развлечения и беспокойства, а созерцание, став господином над страстями (ибо Мария – значит госпожа), упражняется в одном рассмотрении божественных изречений и судеб..
Созерцая, сохрани трезвость мысли. Верно. Часто именно Марфа "знает", что и как "надо". И от этого даже и Христу пеняет. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Марфа и Мария. Пн Апр 15, 2013 12:30 pm | |
| |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Марфа и Мария. Пн Апр 15, 2013 2:39 pm | |
| | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Марфа и Мария. Пн Окт 21, 2013 4:40 pm | |
| Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года http://days.pravoslavie.ru/Days/20131008.htm - Цитата :
- (Лк. 7, 36-50). Отчего так случилось, что Симон фарисей чтит Господа и приглашает Его к себе, но тут же увидев, что Он благосклонно допускает к Себе и грешницу, соблазняется и начинает думать: "если бы Он был пророк"?. . Оттого, что захлопотался об угощении и за хлопотами оставил здравое рассуждение о порядках Божиих. Эти две области, житейская и духовная, совсем не схожи по своим свойствам и законам. Между тем, ум наш, чем очень займется, по законам того и судить начинает. По житейским порядкам с явною грешницею нельзя иметь общение; Симон так и судит, забыв, что покаяние всех делает чистыми и грешников равняет с праведниками. Он думает, что грешнице не следует тут быть, и что Спаситель, если не отгоняет ее, то потому, верно, что не знает кто она; от этой мысли тотчас родилась и другая: если не знает, то какой же Он пророк? Словом-то он не сказал этого, а только подумал, и наружно ни в нем, ни в его хлопотах, как доброго хозяина, не произошло никакой перемены, но Господь видел его сердце и по сердцу его сделал ему вразумление. Он внушил ему, что грешникам-то и место около Него и что грешница, припавшая к Нему сердцем, больше почтила Его, чем он, почтивший Его только угощением. Внешнее вводит человека в неприятное Господу чувство праведности, а внутреннее всегда держит его в чувствах своего непотребства перед лицом всеведущего Господа.
Мне показалось, что в тему, особенно, выделенное жирным шрифтом. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Марфа и Мария. Вт Окт 22, 2013 10:24 pm | |
| |
| | | | Марфа и Мария. | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |