Последние темы | » C Крещением автор Админ. Ср Янв 19, 2022 6:22 am
» Рождество Христово 2022 автор Админ. Пт Янв 07, 2022 8:36 am
» Новый год 2022 автор Админ. Сб Янв 01, 2022 8:32 am
» 2021 автор Админ. Пт Дек 31, 2021 6:28 pm
» Троица автор Админ. Вс Июн 20, 2021 4:56 am
» День Победы! автор Админ. Вс Май 09, 2021 6:10 am
» ПАСХА_2021 автор Админ. Вс Май 02, 2021 5:29 am
» ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ПРАВОСЛАВНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ автор Админ. Вс Апр 25, 2021 6:17 am
» Прощеное Воскресенье автор Админ. Вс Мар 14, 2021 5:57 am
» 8 марта. автор Админ. Пн Мар 08, 2021 7:18 am
|
| | Неосуждение | |
| | |
Автор | Сообщение |
---|
Ksertoo
Сообщения : 1487 Дата регистрации : 2013-11-10 Возраст : 34
| Тема: Неосуждение Вс Дек 01, 2013 4:23 pm | |
| | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Неосуждение Пн Дек 02, 2013 11:51 am | |
| Хороший вопрос, Алеша. Нашла такие советы: Священник Филипп Парфенов Не осуждайте, и не будете осуждены, или как бороться с осуждением. - Цитата :
- ... Воистину, лучшее противоядие против осуждения других – самоосуждение и самоукорение! «Главная причина всякого смущения, если мы основательно исследуем, есть то, что мы не укоряем самих себя. От того проистекает всякое подобное расстройство, от того мы никогда не находим покоя. И нечего удивляться, когда слышим от всех святых, что нет другого пути, кроме сего. Мы видим, что никто, минуя путь сей, не обрел покоя, а мы надеемся получить спокойствие, или полагаем, что идем правым путем, никогда не желая укорять самих себя. Поистине, если человек совершит и тьмы добродетелей, но не будет держаться сего пути, то он никогда не перестанет оскорбляться и оскорблять других, теряя чрез то все труды свои» (авва Дорофей). Как хорошо было бы помнить всякий час, а не только Великим постом, слова молитвы преп. Ефрема Сирина: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».
Разумеется, нет окончательных и конкретных рецептов для того, чтобы твердо и окончательно застраховать себя от осуждения. Живая жизнь не укладывается в какие-то четкие рекомендации, и для любого конкретного человека или для определенного типа характера может быть разный подход. Например, людям гневливым, эмоциональным и склонным к категоричным оценкам следует помнить об относительности и приблизительности, а значит, и вероятной ошибочности их суждений о ближних. А для тех, кто сам боится проявить свою жизненную позицию и выразить свое мнение (как правило, людей робких и мнительных, боящихся в том числе кого-то осудить, склонных к унынию от самих себя), наоборот, требуется большая внутренняя свобода и раскрепощенность. Пока мы живем на этом свете, всегда есть возможность срывов и падений, но на ошибках мы учимся; главное не упорствовать в грехах, из которых наиболее универсальный – грех гордыни, чаще всего и проявляющийся в превозношении над ближними и осуждении их. Стоит, однако, помнить о следующих моментах. 1) В чем осуждаем или подозреваем других, чаще всего это имеем сами. И этим искривленным видением судим ближних своих, из своего определенного внутреннего опыта. Ибо как могли бы мы иначе иметь понятие о предполагаемых пороках? «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены ум их и совесть» (Тит. 1, 15). 2) Часто в таком осуждении кроется желание возвыситься над судимым и показать себе, что уж я-то точно к этому непричастен, но в реальности с этим легко соседствует лицемерие и лицеприятие – см. п. 1. Если судим ближнего, то должны были бы так же подходить и к самим себе, однако чаще получается, что себя готовы извинять и оправдывать, себе желать прощения и снисхождения больше, чем другим. В этом есть уже несправедливость нашего суда, а осуждение – заведомо несправедливый суд. 3) Если хотим поделиться мыслями друг с другом об известном лице, его возможных достоинствах или недостатках, то лучше спросить себя: для чего и с какой целью… Если поделиться опасениями и болью о согрешающем, предупредить людей о возможных нежелательных последствиях, связанных с многократными и повторявшимися уже контактами разных людей с этим лицом, одолеваемым известным пороком, – это вполне естественный шаг, и даже нужный, чтобы предотвратить умножение все новых соблазнов. Если же просто в очередной раз пообсуждать и отвести душу, изливая свою неприязнь, – тут и в самом деле до празднословия и осуждения недалеко. Важно намерение и внутреннее состояние рассказчика. Если внутри души мир, то от суждения он вполне застрахован. 4) Срыв на осуждение происходит от недостатка любви и прощения обидчиков. Пока мы живем, у нас всегда могут быть враги или недоброжелатели. Любить врагов своими природными силами невозможно. Но молиться за них, по слову Евангелия, и не желать им зла и отмщения – уже вполне может быть нам по силам с самого начала, и в этом малом надо стараться утвердиться. Видя малое, Господь даст со временем большее, то есть вдохновенную любовь свыше. Любовь же долготерпит, милосердствует, не превозносится, не мыслит зла (1 Кор. 13, 4-5), и тогда, как говорил блаж. Августин, «люби и делай, что хочешь». Вряд ли любящая мать станет осуждать своего нерадивого ребенка, хотя меры к его воспитанию будет принимать, вплоть до возможного наказания, если потребуется. 5) Часто нам может казаться, что люди, выражающие резкие оценки об известных нам лицах, осуждают их. На самом же деле мы не можем с достоверностью утверждать, что другие вокруг нас осуждают, если сами о себе не всегда уверены, осуждаем ли мы. Только я сам в лучшем случае и могу сказать о себе, исходя из своего внутреннего состояния, осудил ли я или нет; есть ли во мне неприязнь, зложелательство и жажда отмщения при отрицательной оценке. 6) Мы можем сами умножать вокруг себя осуждение, провоцируя на него немощных. Надо помнить, что с православных христиан волей-неволей спрашивается больше, чем с остальных, и не только Богом спросится в будущем, но и окружающими уже здесь и сейчас. С лиц, облеченных духовным саном, спрос еще строже и требования выше. Если достоверно известно о грехе ближнего, грех надо решительно отвергнуть, грешника же пожалеть и помолиться о его вразумлении, помня, что сегодня пал он, а завтра это мог бы быть каждый из нас. Отрицательный пример тоже учит, назидает: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33, 15). «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Петр. 2, 15). |
| | | miha61
Сообщения : 1299 Дата регистрации : 2011-04-03 Возраст : 62 Откуда : Москва
| Тема: Re: Неосуждение Пн Дек 02, 2013 9:57 pm | |
| Это мой больной вопрос, Алексей. | |
| | | Ksertoo
Сообщения : 1487 Дата регистрации : 2013-11-10 Возраст : 34
| Тема: Re: Неосуждение Пн Дек 02, 2013 10:16 pm | |
| - Ольга 79 пишет:
- Хороший вопрос, Алеша.
Нашла такие советы:
- Священник Филипп Парфенов пишет:
- Воистину, лучшее противоядие против осуждения других – самоосуждение и самоукорение!...
Оль, ну и как, помогает реально не осуждать? - miha61 пишет:
- Это мой больной вопрос, Алексей.
Понимаю вас, Михаил. | |
| | | Tanita
Сообщения : 548 Дата регистрации : 2011-12-23 Возраст : 46 Откуда : Беларусь
| Тема: Re: Неосуждение Пн Дек 02, 2013 10:33 pm | |
| Это большинства больной вопрос(. Еще как возлюбить ближнего который тебе, не нравится. К примеру смотрит твой глаз на него и то, что он передает в твой мозг или сердце вызывает у тебя, мягко говоря неприятные эмоции... даже если и рот на замке :-Х | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Неосуждение Пн Дек 02, 2013 10:47 pm | |
| - Tanita пишет:
- Это большинства больной вопрос(. Еще как возлюбить ближнего который тебе, не нравится. К примеру смотрит твой глаз на него и то, что он передает в твой мозг или сердце вызывает у тебя, мягко говоря неприятные эмоции... даже если и рот на замке :-Х
я соглашусь на 100%. Свободных от осуждения, как мне кажется, нет. Нас невольно судят, мы включаемся в осуждение, даже не давая себе отчета в этом. Сами себя осуждаем довольно часто. Другой вопрос: кто как к этому относится. Как относиться, например, к тому и тем, кто и как осуждает нас? |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Неосуждение Вт Дек 03, 2013 12:31 pm | |
| - Ksertoo пишет:
- Как же не осуждать?
Леша. привет, радость моя. Да все мы так или иначе падаем. Куда от этого деваться. Потому и каемся всю жизнь.. Расскажу, что мне помогает. А для этого расскажу историю: "Поехали мы с мужем в Троице-Сергиеву Лавру. И какие-то вопросы у нас возникли - технические: - что, когда или куда..уже не помню ибо не суть... Подходим к человеку в рясе - мол монах, он порядки знает... А он на наш вопрос смотрит на нас..и радостно сообщает: "Простите, я дурак..." И весь ответ на наш вопрос. Я была какое-то время озадачена... А потом поняла, что если он дурак, то я вообще ...даже наименования не имею от степени собственной дурости... Поэтому смотрю на все и думаю..куда уж мне-то лезть..дура ведь.. И главное практика показывает, что это не слова, а реальность. И правда - посмотришь, что творю и делаю - дура битая-недобитая.. Куда уж тут за другими смотреть. Тебе вот советы или кому другому даю. А с чего? ума то нет..знаний нет..труда нет... прилежания нет...старания нет.. Это помогает, мне на других смотреть и пАмятовать кто я... А вторая вешка в этом деле - то, что Бог любит каждого. Вот тебя Леша Он любит. И сына моего.. и последнего горького пьяничку или убийцу. Потому что Он страдает за всех них - как я страдаю, например, за сына своего. Слышу как он с ребятами матерится (хоть дома ласковый, спокойный и слова грубого не скажет) и сердце кровью переполняется...Плачем внутри кровавым рыдаю. А сделать ничего не могу... И тебе сделать ничего не могу.. Вы пошли путем своим и так и будете своим путем все постигать... А я плачу..Не лезу..молчу.. и плачу. Дак, если я дура набитая умею плакать о грешнике, неужели дерзну помыслить что Господь не плачет о тебе - любимом сыне? Еще как плачет. И как тебя осудить- любимого сына Господа, которому Он Сам хочет спасения? Смотрю на вонючего бомжа - и думаю- Господь хочет ему спастись. А ты светочка - также как он смердишь: грехами своими - вот стой рядом и нюхай... |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Неосуждение Вт Дек 03, 2013 1:57 pm | |
| - Ksertoo пишет:
- Ольга 79 пишет:
- Хороший вопрос, Алеша.
Нашла такие советы:
- Священник Филипп Парфенов пишет:
- Воистину, лучшее противоядие против осуждения других – самоосуждение и самоукорение!...
Оль, ну и как, помогает реально не осуждать? Не осуждать пока не получается. Но постфактум помогает в нем раскаяться и избавиться от негатива по отношению к человеку. |
| | | Ksertoo
Сообщения : 1487 Дата регистрации : 2013-11-10 Возраст : 34
| Тема: Re: Неосуждение Вт Дек 03, 2013 2:16 pm | |
| - Ольга 79 пишет:
- Не осуждать пока не получается.
И не удивительно. Слабоват этот текст, против осуждения-то! Как ни крути. Лично мне помогло вот это: - Вадим Зеланд пишет:
- Очень сильным нарушением равновесия является осуждение других людей, а в особенности презрение. В энергетическом плане хороших или плохих людей не бывает. Есть лишь те, кто подчиняется законам природы, и те, кто вносит возмущение в сложившееся «статус-кво». Последние всегда в конечном итоге подвергаются воздействию сил, стремящихся вернуть нарушенное равновесие.
Конечно, часто возникают ситуации, когда человек заслуживает осуждения. Именно вашего? Это не праздный вопрос. Если человек навредил именно вам, то этим, прежде всего, он нарушил равновесие, и вы являетесь не источником нездорового потенциала, а орудием сил, стремящихся вернуть равновесие. Тогда возмутитель спокойствия получит по заслугам, если вы скажете все, что о нем думаете, а то и предпримете определенные действия в разумных пределах. Но если предмет вашего осуждения не сделал конкретно вам ничего плохого, значит, не вам его обвинять. Подойдем к этому вопросу чисто меркантильно. Согласитесь, совершенно бессмысленно испытывать ненависть к волку, задравшему овечку, когда вы наблюдаете за этим по телевизору. Чувство справедливости постоянно толкает нас к осуждению разных людей. Однако это быстро входит в привычку, и многие с годами превращаются в профессиональных обвинителей. В большинстве случаев вы понятия не имеете, что побудило человека поступить именно так. Может, на его месте у вас получилось бы еще хуже? Итак, в результате такого осуждения вы создаете избыточный потенциал вокруг собственной персоны. А как же, ведь получается, что насколько плох подсудимый, настолько же хороши должны быть вы сами. Раз уж у него появились рога и копыта, то вы должны быть ангелом. Ну, а поскольку крылья у вас не растут, вступают в действие силы, стремящиеся вернуть равновесие. Методы этих сил будут разные в каждой конкретной ситуации. Но результат, по своей сути, получится один и тот же: вы получите щелчок по носу. В зависимости от силы и формы осуждения этот щелчок может быть либо незаметным, либо таким сильным, что вы окажетесь на одной из худших линий жизни. Вы сами можете составить длинный список видов осуждения и их последствий, но я для ясности приведу несколько примеров.
- примеры:
Никогда не презирайте людей за что бы то ни было. Это наиболее опасный вид осуждения, поскольку в результате действия равновесных сил вы можете оказаться на месте того, кого презираете. Для сил это наиболее прямой и простой способ восстановить утраченную гармонию. Презираете нищих и бомжей? Сами можете потерять деньги и дом, вот и баланс восстановлен. Презираете людей с физическими недостатками? Без проблем, и для вас найдется несчастный случай. Презираете алкоголиков и наркоманов? Запросто можете оказаться на их месте. Ведь таковыми не рождаются, а становятся в силу разных жизненных обстоятельств. Так почему эти обстоятельства должны миновать вас? Никогда не осуждайте своих коллег по работе за что бы то ни было. В лучшем случае вы совершите те же самые ошибки. В худшем — может возникнуть конфликт, который ничего хорошего вам не принесет. Можно вылететь с работы, даже если вы абсолютно правы. Если вы осуждаете другого человека уже только за то, что вам не нравится, как он одет, вы сами становитесь в лестнице «хороший — плохой» на ступень ниже его, потому что излучаете негативную энергию.
| |
| | | Tanita
Сообщения : 548 Дата регистрации : 2011-12-23 Возраст : 46 Откуда : Беларусь
| Тема: Re: Неосуждение Вт Дек 03, 2013 2:53 pm | |
| " А ты .... - также как он смердишь: грехами своими - вот стой рядом и нюхай..." Как правельно замечено.
Мне очень понравился отрывок из письма К. Льюиса: "На прошлой неделе, во время молитвы, я неожиданно обнаружил, что простил человека, которого безуспешно пытался простить тридцать лет. Пытался и молился, чтобы простить. Когда это наконец произошло — неожиданно, словно выключили радио у соседа, — первой мыслью было: «Как легко! Почему же у меня раньше не получалось?»
Многие вещи начинают идти легко с того момента, как их вообще начинаешь делать, до этого они вообще не выходят. Как с плаванием: неделями никакие усилия не помогают удержаться на воде, но потом наступают день, час и минута, когда утонуть почти невозможно.
Еще я подумал, что простить (жестокость того человека) и быть прощенным (за обиду) — одно и то же. Слова «прощайте, и прощены будете» звучат как сделка. Возможно, они гораздо больше. Возможно, по небесным меркам, то есть для чистого разума, это тавтология: прощать и быть прощенным — два названия одного и того же. Важно, что разрешен разлад, и сделал это великий Разрешитель." (Письма к Малькольму) | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Неосуждение Вт Дек 03, 2013 3:09 pm | |
| Спасибо, Танюша. "Еще я подумал, что простить (жестокость того человека) и быть прощенным (за обиду) — одно и то же" - интересная мысль. Алеше никак не получается ответить - зависает вкладка с форумом. Попытка третья.))) - Ksertoo пишет:
- ...Лично мне помогло вот это ...
Алеша, ты теперь реально не осуждаешь? Мне даже представить такое сложно.))) Примеры доходчивые, по пословице "В чем кого осудишь – в том и сам побудешь". Остальное сложно для моего восприятия. Кстати, пока искала через поисковик точное написание пословицы, нашла статью с поучениями оптинских старцев по теме: О. Рожнева. Осуждение. Из наследия Оптинских старцев http://www.pravoslavie.ru/put/58248.htm- Спойлер:
В пост страсть осуждения особенно навязчива, помыслы осуждения ближних мучают душу, лишают душевного покоя. Оптинские старцы хорошо знали, как прилипчива и опасна эта страсть, и учили с ней бороться.
Преподобный Лев предупреждал:
«Берегитесь паче всего зазирать и осуждать ближних – нам есть о чем попещись, свои язвы греховные смердят, надобно о них прилежать. За других вы ответа не дадите, а за себя».
Преподобный Амвросий писал духовным чадам:
«Истинные же рабы Божии не позволяют себе судить ни о чем. Они твердо помнят евангельскую притчу Господню: человека два внидоста в церковь помолитися, един фарисей, а другий мытарь. И начат фарисей исчитати пред Господом добрыя качества свои, и был отвержен за сие Господом. Мытарь же не смеяше и очию возвести на небо, и со смирением моляшеся: Боже, милостив буди мне, грешному! И за сие, несмотря на многое количество согрешений своих, не только получил прощение, но и оправдание».
Преподобный Иосиф в письме к духовному чаду указывал на опасность осуждения для жизни земной и жизни вечной, для спасения души:
«Надобно отставать от грехов и особенно от тех, коим ты наиболее подвержена, а то не только вечную муку ими заслужишь, но и на земле еще можешь много пострадать от людей и от болезней, доколе не смиришься. Что посеешь, то и пожнешь. Если будешь осуждать сестер, то от них подвергнешься осуждению и поношению, а если начальство, то слушай, говорит Святое Писание: “Ярость начальства – ярость львиная” (ср.: Притч. 20: 2). Понуждайся исправляться. Мир ти».
Духовные последствия осуждения
Потеря благодати
Преподобный Амвросий объяснял, что из-за осуждения мы теряем благодать, а потеряв благодать, человек чувствует охлаждение к молитве и чтению духовных книг:
«Жалуешься еще на то, что обленилась к чтению и молитве: это тебе за то, что много разбираешь чужие дела и скоро делаешь заключение».
Уныние и отчаяние
Преподобный Макарий предупреждал, что за осуждение попускается томиться унынием и отчаянием:
«Думаю, что не за иное что попустилось тебе томиться отчаянием, как только за зазрение и осуждение ближних. Оставь это и старайся видеть свои грехи, тогда и будешь смиряться… Если же будем разбирать и судить дела и поступки ближних, то когда о своих воспомянем?»
Искушения и волнение страстей
Старец Иосиф объяснял, что после гордых помыслов и осуждения часто следуют искушения, начинают беспокоить страсти:
«Видно, за гордость попустил Господь быть с тобой искушению после приобщения Святых Таин. Старайся больше смиряться да не осуждать других, считать себя одну грешной и хуже всех и не осуждать других, то и страсти меньше будут беспокоить».
В чем кого осудишь – в том и сам побудешь
Иногда люди бывают хранимы от падений, как духовные младенцы, благодатью Божией. Но если они начинают гордиться своей безупречностью, приписывая ее себе, а не действию охранительной Божией благодати, если начинают осуждать падения ближних, то благодать отходит от осуждающих, и они впадают в такие же прегрешения, как те, кого они осуждали.
Преподобный Макарий писал своему чаду:
«Читая о падениях людей, удивляйся милосердию Божию и удаляй от себя смущение от разговоров о тебе ли или о чем другом. Этому нечего дивиться, что ты прежде не была борима страстьми: ты еще была младенец, и до тебя ничто не доходило. Но разве в этом-то спасение, чтобы не быть бориму, а думать о себе много? И не знать своих страстей и немощей? Познавая же их, смиряйся и научайся борению и смирению».
Об этом же предупреждал преподобный Амвросий:
«Кто судит и осуждает, тот то же самое после натворит, от чего избави нас Боже».
«Вот теперь иная думает: “Я в церковь хожу, а вон та не ходит – ну какая же она! И та вот что делает – на что уже это похоже?” – да так все машет да машет ручкой, себя лучше других считает. Глядишь, и домахала до того, что упала ниже тех, кого осуждала».
Старец Иосиф предостерегал:
«Старайся не осуждать никого: в чем осудишь других, в то сама падешь».
Как избегать осуждения и сохранять мир душевный
Преподобный Макарий напоминал о страхе Божием, о необходимости самоукорения, покаяния, советовал чаще читать святых отцов:
«Весьма бы нужно было удерживаться от осуждения, дабы самим не быть осужденным. Надобно помнить о сем заповедь Божию и иметь страх Божий, помнить свои грехи и остерегаться, а в случае забвения и поползновения тотчас укорять себя и каяться. Да почаще прочитывать о сем поучения святого Лествичника и аввы Дорофея и тем себя удерживать».
Преподобный Амвросий советовал:
«Когда будешь кого осуждать, то скажи себе: “Лицемере! Изми первее бревно из очесе своего и тогда узнаешь, как вынуть сучок из глаза ближнего”».
Преподобный Иосиф учил против помыслов осуждения молиться молитвой святого Ефрема Сирина и приводить на память свои собственные немощи:
«Против помыслов осуждения хорошо молиться молитвою святого Ефрема Сирина: “Ей, Господи, Царю, даруй мне зрети моя согрешения и не осуждати брата моего (или сестру мою)” и прочее».
«Если мысль осуждать кого-либо придет, то молитвой вооружайся против нея. Это главное оружие. Да к тому еще и свои немощи на память приведи, что сама хуже всех».
Преподобный Варсонофий предостерегал об опасности вражьих помыслов:
«Вот главное, что требуется от каждого человека, – это никого не осуждать. Кажется просто, а начни исполнять – окажется трудно. Враг сильно нападает на человека и внушает ему помыслы осуждения. Господь говорит: “Прости”, – а враг внушает: “Отомсти обидчику. Он тебя поносит, и ты его поноси” и т.д. Не нужно слушать врага, необходимо бороться с ним».
Избегайте общества, где осуждают кого-либо
Старец Макарий советовал избегать общества, где осуждают кого-либо, но не судить тех, кто осуждает, а помнить о своих слабостях и грехах:
«Просишь наставления, как бы не увлечься самой в осуждение, слушая других осуждающих? Кажется, лучшее средство – реже быть в таких обществах. А когда уже случится быть там, то не судить их за то, что они осуждают, а помнить, что ты еще слабее их на сие; когда же увлечешься и сама в пересуды, то приноси покаяние и смири себя».
С осуждением приходится бороться всю жизнь
Преподобный Варсонофий напоминал: с осуждением и раздражением приходится бороться всю жизнь, и трудно избежать этих страстей, когда живешь среди людей. Но без борьбы, без падений и познания своей немощи не было бы смирения и духовного роста. Старец вспоминал свои первые месяцы в монастыре:
«Раздражение и осуждение – это тоже страсти, с которыми приходится бороться всю жизнь. Когда я поступил сюда при отце Анатолии, я ему говорил, что хотелось бы мне пожить поуединеннее.
– В затворе?
– Да, – отвечаю я.
– Что же, и в баню ходить не будете?
– Конечно.
– Да, вот я про то-то и говорю, что в баню ходить не будете.
– Вы, батюшка, – говорю я, – что-то под «баней» разумеете иное?
– Да, пустыня, затвор не очищают нас. Я в пустыне со своими страстями могу жить и не грешить по видимому. Нам нельзя там познать свою немощь, свои пороки, раздражение, осуждение, злобу и другое. А здесь нас чистят: как начнут «шпиговать», только держись – мы будем познавать свои немощи и смиряться. Здесь без вашей просьбы начнут вас чистить. Когда только поступаешь, все кажутся ангелами, а потом начнешь видеть пороки, и чем дальше, тем больше, – с этим надо бороться».
Заря кротости духовной
Если же научимся мы бороться с помыслами осуждения, а навыкнем, наоборот, к самоукорению и самообвинению, то, по мудрым словам преподобного Льва, наше сердце станет мягким и кротким и душа почувствует мир духовный:
«Таким образом, мы будем почитать обижающих нас благодетелями. И когда начнем приучать себя к самообвинению, тогда неприметно успеем во внутреннем обвинении (себя), тогда сердце наше, с помощию Вышнего, может сделаться в духовном смысле мягким, кротким. Человек соделается вместилищем благодати и мира духовного. Тогда душа почувствует такой мир, которого мы в состоянии горести ощущать, или, лучше сказать, вкушать, не можем. Сей-то мир будет просвещать разум подвижника.
Заря кротости духовной прострет свои лучи на ум, слово, умное чувство. Тогда он удобнее может отразить зло, покорить и посвятить сердце всему тому, что только спасительно».
Помоги же нам, Господи, на этом нелегком пути! «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».
|
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Неосуждение Вт Дек 03, 2013 3:38 pm | |
| Осуждение, как и совесть, не может существовать само по себе, а лишь при наличии морали. |
| | | Ksertoo
Сообщения : 1487 Дата регистрации : 2013-11-10 Возраст : 34
| Тема: Re: Неосуждение Вт Дек 03, 2013 3:41 pm | |
| - Ольга 79 пишет:
- Алеша, ты теперь реально не осуждаешь? Мне даже представить такое сложно.)))
Мне, тоже, Оля Но факт есть факт И для того, чтоб избавиться от привычки осуждать мне не пришлось бороться с собой, злиться на себя или раздражаться, сожалеть и раскаиваться за всё равно выскочившее изо рта или прозвучавшее в голове осуждение. Я просто принял за аксиому тот факт, что - Вадим Зеланд пишет:
- В энергетическом плане хороших или плохих людей не бывает.
и мне больше не хотелось осуждать даже своих обидчиков. Настолько просто, что даже не верится)) Но, при желании, возможно И жить стало легче и проще, и на душе светлее Ещё хорошо проясняет и помогает понять вот этот отрывок: - Вадим Зеланд пишет:
- Что происходит, когда человек что-то ненавидит? Он вкладывает в это чувство единство души и разума. Отчетливый образ, безупречно отражаясь в зеркале, заполняет собой весь слой мира. Что ненавидишь, то и получаешь в своей жизни в избытке. В результате человек еще больше раздражается, тем самым увеличивая силу своего чувства. Мысленно он отправляет всех «куда подальше»: «Да пошли вы все!..» А зеркало возвращает этот бумеранг обратно. Ты послал, и тебя послали туда же. Количество неприятностей возрастает? Еще бы! Если стоять перед зеркалом и вопить: «Чтоб ты провалился!» - какое отражение там возникнет? Как ты проваливаешься вместе со своим миром.
Подобным же образом предмет осуждения проникает в слой «обвинителя». Представьте себе такой характерный пример: сердитая пожилая особа взирает на весь мир с укоризной. Она сама - живое воплощение сурового и непогрешимого правосудия - «перед людьми и совестью права». А весь остальной мир повинен держать ответ за то, что не пришелся ей по нраву. Картина сформулирована предельно конкретно и ясно. Смотрясь в зеркало с таким гонором, она создает вокруг себя равнозначную действительность, то есть сплошную несправедливость. Ну а как еще должен реагировать мир? Ее он не осуждает, а себя не оправдывает. Мир с присущим ему свойством становится именно таким, как его представляют. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Неосуждение Вт Дек 03, 2013 4:26 pm | |
| |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Неосуждение Вт Дек 03, 2013 4:45 pm | |
| - Цитата :
- сердитая пожилая особа взирает на весь мир с укоризной. Она сама - живое воплощение сурового и непогрешимого правосудия - «перед людьми и совестью права». А весь остальной мир повинен держать ответ за то, что не пришелся ей по нраву. Картина сформулирована предельно конкретно и ясно. Смотрясь в зеркало с таким гонором, она создает вокруг себя равнозначную действительность, то есть сплошную несправедливость. Ну а как еще должен реагировать мир? Ее он не осуждает, а себя не оправдывает. Мир с присущим ему свойством становится именно таким, как его представляют.
Алеша. А вы в этой картине при этом часть этого мира или вне его? |
| | | Ksertoo
Сообщения : 1487 Дата регистрации : 2013-11-10 Возраст : 34
| Тема: Re: Неосуждение Вт Дек 03, 2013 4:50 pm | |
| - Светлана (Лита) пишет:
-
- Цитата :
- сердитая пожилая особа взирает на весь мир с укоризной. Она сама - живое воплощение сурового и непогрешимого правосудия - «перед людьми и совестью права». А весь остальной мир повинен держать ответ за то, что не пришелся ей по нраву. Картина сформулирована предельно конкретно и ясно. Смотрясь в зеркало с таким гонором, она создает вокруг себя равнозначную действительность, то есть сплошную несправедливость. Ну а как еще должен реагировать мир? Ее он не осуждает, а себя не оправдывает. Мир с присущим ему свойством становится именно таким, как его представляют.
Алеша. А вы в этой картине при этом часть этого мира или вне его? Светлана, у меня нет ответа на этот вопрос Я могу как и оказаться там, так и не оказаться) | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Неосуждение Ср Дек 04, 2013 7:54 am | |
| Нильс, простите, но у нас на форуме в таком стиле общаться не принято.
Алеша, думала о том, в чем суть научения неосуждению по-христиански. Думаю, что это сочувствие, сопереживание. Внимательно наблюдая за собой, человек видит, что иногда, и не желая того, может кого-то обидеть. Относясь к другому как к себе, понимает, что, скорее всего, и тот изначально имел добрые намерения. На своем опыте человек видит, что совершенный грех мучает его, наносит ему самому рану. Поэтому он начинает сочувствовать другому, чувствовать его боль. Вместо осуждения появляется сочувствие, желание помочь, помолиться. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Неосуждение Ср Дек 04, 2013 10:14 am | |
| Все, наверное, знают случай из отечника о монахе, который никого не осуждал. Жил он довольно нерадиво, но когда умер и демоны представили ему свиток с множеством его грехов, то он воскликнул: «Господи! Ты сказал: “Не судите, да не судимы будете”. Вот, я за всю жизнь никого не осудил». И тотчас все его грехи со свитка исчезли. Этого монаха ввела в рай одна только добродетель неосуждения. И если мы будем ей прилежать, то она введет в небесные обители и нас. (Прочитано на правмире) |
| | | Tanita
Сообщения : 548 Дата регистрации : 2011-12-23 Возраст : 46 Откуда : Беларусь
| Тема: Re: Неосуждение Ср Дек 04, 2013 11:50 am | |
| Все советы хороши), пока не случиться действительно искушение этим. Тогда только вопить Богу , помоги, помоги, помоги..., может год, может 10, может до смерти. Пока Господь, не прекратит, эту муку. Свою Чашу все равоно придется до дна испить, сколько кому отмерено. Ведь это часто мука, для того кто осуждает, а не для того кого осуждат. Тому человеку, может быть вообще без разницы.
"...разрешен разлад, и сделал это великий Разрешитель." | |
| | | Ksertoo
Сообщения : 1487 Дата регистрации : 2013-11-10 Возраст : 34
| Тема: Re: Неосуждение Ср Дек 04, 2013 1:29 pm | |
| - Ольга 79 пишет:
- Нильс, простите, но у нас на форуме в таком стиле общаться не принято.
Я уже поставил в известность Михаила55 по поводу этого "крика души" - Ольга 79 пишет:
- Алеша, думала о том, в чем суть научения неосуждению по-христиански. Думаю, что это сочувствие, сопереживание.
Я всё-таки думаю, Оля, что суть неосуждения в том, чтоб не быть в итоге осужденным самому("Не судите, да не судимы будете", " каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить"), такая хитрость, позволяющая избежать осуждения от высших сил. А сочувствие и сопереживание это больше свойства любви, чем неосуждения. В общем, предлагаю расширить вопрос: могут ли быть исключения из этого правила (не осуждать)? Ну например, возможно ли не осуждать открытых (нео)фашистов и/или сочувствующим нацизму и фашизму? Не говоря о сочувствии или сопереживании. - Tanita пишет:
- Все советы хороши), пока не случиться действительно искушение этим.
Ну вот так обычно и проверяются советы, насколько они хороши и работают. Если совет не мотивировал человека к неосуждению - то что это за совет, какова ему цена?
Последний раз редактировалось: Ksertoo (Ср Дек 04, 2013 4:08 pm), всего редактировалось 2 раз(а) | |
| | | miha61
Сообщения : 1299 Дата регистрации : 2011-04-03 Возраст : 62 Откуда : Москва
| Тема: Re: Неосуждение Ср Дек 04, 2013 3:51 pm | |
| Я думаю, что пока человек не научиться любить ближнего своего, никакой страх перед Судом, не остановит его, в обсуждаемой нами страсти. | |
| | | пешеход
Сообщения : 215 Дата регистрации : 2012-11-20 Возраст : 54 Откуда : Ижевск
| Тема: Re: Неосуждение Чт Дек 05, 2013 11:51 am | |
| - Tanita пишет:
- Ведь это часто мука, для того кто осуждает, а не для того кого осуждат. Тому человеку, может быть вообще без разницы.
действительно, когда ловлю за этим себя, понимаю что себе только плохо делаю | |
| | | Tanita
Сообщения : 548 Дата регистрации : 2011-12-23 Возраст : 46 Откуда : Беларусь
| Тема: Re: Неосуждение Чт Дек 05, 2013 1:55 pm | |
| Вот еще как интересно, я сегодня подумала. Как раз случай к нашей теме, но не в каждом случае. Случай: "Я осудила человека. Причем то в чем я его осудила, была и сама повинна, много раньше. Именно это и дало мне увидеть и узнать в человеке этот грех. По милосердию Божию справедливое наказание, по моим человеческим меркам, пока меня миновало. Но мне предаставилась, возможность, через этого человека, самой вынести себе суд. Как бы говорят: "Вот твой случай, как нам быть..." И то как я осудила..., это для меня суд."
Я где то слышала, но могу заблуждаться, что на Страшном Суде Бог не кого судить не будет, каждый осудит себя сам, каждый вынесет себе приговор. Вот оно уже здесь и начинается... | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Неосуждение Чт Дек 05, 2013 6:05 pm | |
| Танюша, что-то такое я тоже читала. Осуждая, мы готовим сами себе суд. И каждый осудит сам себя с той строгостью, с какой он относился к людям. - Полина Радзивил (Зарянка) пишет:
- Все, наверное, знают случай из отечника о монахе, который никого не осуждал. Жил он довольно нерадиво, но когда умер и демоны представили ему свиток с множеством его грехов, то он воскликнул: «Господи! Ты сказал: “Не судите, да не судимы будете”. Вот, я за всю жизнь никого не осудил». И тотчас все его грехи со свитка исчезли. Этого монаха ввела в рай одна только добродетель неосуждения. И если мы будем ей прилежать, то она введет в небесные обители и нас. (Прочитано на правмире)
Сколько раз читаю про этот и еще один похожий случай про нерадивого монаха, который умирал с радостью, потому что никого не осуждал, так хочется спастись таким же образом. Но пока не получается, хотя очень хочется. Алеш, мне кажется, неосуждение тесно связано с любовью. Если любишь человека, то вместо осуждения непроизвольно получается сострадание. А без любви к ближнему, например, у меня, не осуждать не получается. Вспоминаю тему Афанасия с просьбой о помощи. Он не осудил увлекшихся неофашизмом, о помощи которым просил, понимая гибельность этой идеологии, пытался помочь им - так учат поступать святые отцы. Это пример неосуждения человека, не одобряя грех. Но у него были при этом любовь и сострадание к ним. |
| | | miha61
Сообщения : 1299 Дата регистрации : 2011-04-03 Возраст : 62 Откуда : Москва
| Тема: Re: Неосуждение Чт Дек 05, 2013 6:05 pm | |
| Я думаю, что Суд будет состоять в том, что куда наша душа стремиться в этой жизни, туда и последует в другой жизни. Если к Богу, а это жизнь в любви и ухода от грехов, то и пойдет к Богу или наоборот. | |
| | | | Неосуждение | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |