Последние темы | » C Крещением автор Админ. Ср Янв 19, 2022 6:22 am
» Рождество Христово 2022 автор Админ. Пт Янв 07, 2022 8:36 am
» Новый год 2022 автор Админ. Сб Янв 01, 2022 8:32 am
» 2021 автор Админ. Пт Дек 31, 2021 6:28 pm
» Троица автор Админ. Вс Июн 20, 2021 4:56 am
» День Победы! автор Админ. Вс Май 09, 2021 6:10 am
» ПАСХА_2021 автор Админ. Вс Май 02, 2021 5:29 am
» ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ПРАВОСЛАВНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ автор Админ. Вс Апр 25, 2021 6:17 am
» Прощеное Воскресенье автор Админ. Вс Мар 14, 2021 5:57 am
» 8 марта. автор Админ. Пн Мар 08, 2021 7:18 am
|
| | Согласимся? | |
| | |
Автор | Сообщение |
---|
Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Согласимся? Вс Май 26, 2013 12:51 pm | |
| Цитата из Иоанна Златоуста "Если услышишь, что кто-нибудь на перекрёстке или на торгу среди народа хулит Владыку Христа, подойти и запрети. Если же придётся и побить его, не отвращайся. Ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою ударом." Не надо бояться пострадать за Христа, сокрушив кощунника! (о.Димитрий Смирнов) https://www.youtube.com/watch?v=wXSPjLVa7wA&feature=player_embedded | |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Согласимся? Вс Май 26, 2013 4:31 pm | |
| Вот противится душа моя этим словам Иоанна Златоуста и всё. Кто мне подскажет? Почему? Мне кажется они не соответствуют учению Христа. А вы что думаете? | |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Согласимся? Вс Май 26, 2013 6:25 pm | |
| А как-то жаль, что все побоялись высказаться. Мы вроде иногда пытались что-то исследовать, а тут..... Пожалуй я покину форум. И интернет собственно тоже. Не в обиде моей, а в том, что похоже я часто мешаю людям в их отношениях с Богом. Простите меня братья и сестры. Бог вам в помощь. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Согласимся? Вс Май 26, 2013 6:42 pm | |
| Афанасий, не торопитесь, пожалуйста. Весенняя страда, на Интернет времени мало остается. Не могу я так быстро реагировать. Надо же почитать, подумать, ссылки поискать.))) Откуда вывод о том, что Вы "часто мешаете людям в отношениях с Богом"? Вы же сами писали, что "если Дух Святой коснулся человека, то человек не в состоянии разрушить дела Божии". Темы у Вас интересные, заставляют думать, искать информацию. Спасибо Вам! По теме, пока только ИМХО: не могу принять этот совет святителя так, как я его понимаю. Возможно, тут какая-то иная мысль, а не призыв к мордобитию. Ссылки на толкование этих его слов позже постараюсь поискать. |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Согласимся? Вс Май 26, 2013 6:53 pm | |
| - Ольга 79 пишет:
- Афанасий, не торопитесь, пожалуйста. Весенняя страда, на Интернет времени мало остается. Не могу я так быстро реагировать. Надо же почитать, подумать, ссылки поискать.))) Откуда вывод о том, что Вы "часто мешаете людям в отношениях с Богом"? Вы же сами писали, что "если Дух Святой коснулся человека, то человек не в состоянии разрушить дела Божии". Темы у Вас интересные, заставляют думать, искать информацию. Спасибо Вам!
По теме, пока только ИМХО: не могу принять этот совет святителя так, как я его понимаю. Возможно, тут какая-то иная мысль, а не призыв к мордобитию. Ссылки на толкование этих его слов позже постараюсь поискать. Уже хорошо, что что-то ответили. Я уж было понял так, что надо мне всё это заканчивать. Просто мучаю людей и всё. Значит надо удаляться. А по теме? Там ведь нам же сказано Христом: "кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему". Значит даже Христос не судит в этом случае и значит не наказывает. А уж кто мы? Кстати, вот эта мысль о праве нашем преследовать тех, кто не со Христом и не с нами, она в истории христианства не нова. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Согласимся? Вс Май 26, 2013 7:03 pm | |
| Тема серьезная, интересная. Эти слова святителя нередко приводятся. Как-то уже задумывалась над ними, но не изучала вопрос. Хотелось бы прочитать, откуда они взяты, к кому обращался святитель, по какому поводу; прочитать мнения других священников. Сегодня уже не смогу этим заняться, много времени на гомеопатию потратила (точнее, на поиск информации о методе Фолля). На днях постараюсь посмотреть материал. - Афанасий пишет:
- ... Там ведь нам же сказано Христом: "кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему".
Значит даже Христос не судит в этом случае и значит не наказывает. А уж кто мы? Кстати, вот эта мысль о праве нашем преследовать тех, кто не со Христом и не с нами, она в истории христианства не нова. Согласна. Поэтому я не могу понять, почему великий святитель сказал такую фразу. Надо изучить вопрос. |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Согласимся? Вс Май 26, 2013 7:09 pm | |
| Увы. Ещё много такого. Великий среди пророков Илия четыреста человек посек мечом своею рукою ( 3 Цар. 18). И святой апостол Павел словом ослепил Еллиму-волхва. Следуя этим божественным пророческим и апостольским писаниям и преданиям, благочестивейшие православные цари и святители посылали еретиков и отступников в заточение и предавали лютым казням. Первый великий царь, равноапостольный Константин, установил во всем своем царстве закон, что не верующие во Святую и Животворящую Троицу должны умереть самой злой смертью, а дома их отдаются на разграбление. И святые отцы Первого Вселенского Собора не запретили этого. Святой Александр, патриарх Константинопольский, молитвой своей сделал так, что у Ария расселось чрево. По слову великого чудотворца Епифания Кипрского еретик Аэтий онемел, а на седьмой день был предан смерти. Благочестивый же царь Маркиан осудил на смерть еретика Диоскора, патриарха Александрийского, и не усек его мече, но послал на остров Ас, где никто не мог прожить и года: все умирали лютой смертью под действием смертоносных ветров. Здесь и Диоскор, и все его единомышленники испустили дух свой в ужасных мучениях. И ведь святые отцы Четвертого Вселенского Собора не препятствовали этому. Благочестивый царь Юстиниан и Тиверий отсекли голову епарху Аддусу и воеводе Елевферию, поборникам ереси. И великий чудотворец Евтихий, патриарх Царьграда, не препятствовал этому. Великий же царь Ираклий повелел убивать иудеев, не желающих креститься, и множество патриархов, святителей и преподобных, живших в то время, не препятствовали ему… Вот ведь как. Но всё-равно моё сердце с этим не согласно. Буду ждать, но не тороплю вас Ольга. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Согласимся? Вс Май 26, 2013 7:14 pm | |
| Ой, меня тоже смущало, когда читала о некоторых из этих моментов. Откуда такая подборка? Это цитата или Ваш текст? - Афанасий пишет:
- ...Буду ждать, но не тороплю вас Ольга.
Спасибо, Афанасий. |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Согласимся? Вс Май 26, 2013 7:19 pm | |
| [quote="Ольга 79"] Благочестивый царь Юстиниан и Тиверий отсекли голову епарху Аддусу и воеводе Елевферию, поборникам ереси. И великий чудотворец Евтихий, патриарх Царьграда, не препятствовал этому. Великий же царь Ираклий повелел убивать иудеев, не желающих креститься, и множество патриархов, святителей и преподобных, живших в то время, не препятствовали ему…
Святые пророки и праведники Ветхого Завета одних отступивших от Бога предавали смерти молитвой и благодатью, данной им от Бога, других убивали оружием и предавали лютым казням, – в Новом же Завете святые апостолы, божественные святители и преподобные и богоносные отцы не убивали еретиков и отступников оружием, но предавали их смерти и лютым казням своими молитвами и силою, данною им от всесильного и животворящего Духа. Исаакий Далматский (+ 30 мая) поселился в пустыне с самых младенческих лет, но когда услышал, что Валент распространяет Ариеву ересь, пришел в Византию, и не только осудил Валента, но и предал огню. | |
| | | Ольга
Сообщения : 1516 Дата регистрации : 2011-03-05 Возраст : 57 Откуда : Тверская обл.
| Тема: Re: Согласимся? Вс Май 26, 2013 7:25 pm | |
| Иногда исторические события таких далёких лет передаются не совсем верно. Т.е., на самом деле всё могло быть несколько иначе, могло быть ещё что то, чего мы не знаем. Это во первых. А во вторых- я вот когда читала о французской революции, например, помню, особенно про эти казни посреди толпы- спать не могла от ужаса этого кровавого, а французы стояли, смотрели...Вообще, чем раньше век- тем привычнее кровь, как мне кажется. Вот , например, сейчас часто можно слышать о развращении людей сценами насилия, доступными в различных видео. Но насилие в режиме "он лайн" , как бы, раньше присутствовало не меньше- возьми любую историческую книгу. А орудия пыток? Нашим минам и автоматам далеко до каких нибудь "дыб" или " французских сапогов".
В связи с этим хочу немного в строну от темы добавить ещё вот что. Много, ой много пишут сейчас про всякие гадости, что происходят везде. Но, читая историю, вижу- это было всегда! И мир- не изменился. И всегда кричали , что мы вот, катимся в пропасть, но сколько мир стоит- столько это всё на том же месте. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Согласимся? Вс Май 26, 2013 7:27 pm | |
| |
| | | Jura
Сообщения : 2015 Дата регистрации : 2012-04-01 Возраст : 60 Откуда : г Воронеж
| Тема: Re: Согласимся? Вс Май 26, 2013 8:18 pm | |
| Не надо все усложнять, может это кара Божия обидчику! Врезал от души от самого сердца, с кем не бывает, даже со свт. Николаем Мирликийским. А человек в себя придет Бога хулить перестанет тем и спасется. Тут как посмотреть. | |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Согласимся? Вс Май 26, 2013 8:44 pm | |
| - Jura пишет:
- Не надо все усложнять, может это кара Божия обидчику! Врезал от души от самого сердца, с кем не бывает, даже со свт. Николаем Мирликийским. А человек в себя придет Бога хулить перестанет тем и спасется. Тут как посмотреть.
Да и я того же мнению. Но.... многие считают на этом основании себя вправе. Может они вправе, может я не вправе. Как жить то как? | |
| | | Ольга
Сообщения : 1516 Дата регистрации : 2011-03-05 Возраст : 57 Откуда : Тверская обл.
| Тема: Re: Согласимся? Вс Май 26, 2013 9:07 pm | |
| - Jura пишет:
- Не надо все усложнять, может это кара Божия обидчику! Врезал от души от самого сердца, с кем не бывает, даже со свт. Николаем Мирликийским. А человек в себя придет Бога хулить перестанет тем и спасется. Тут как посмотреть.
А если оппонент решит, что он вправе, а ты нет- и врежет тебе, решив, что спасает тебя? Тогда что- драка завяжется, получается. И кто будет прав? Тот, кто сильнее? | |
| | | Jura
Сообщения : 2015 Дата регистрации : 2012-04-01 Возраст : 60 Откуда : г Воронеж
| Тема: Re: Согласимся? Вс Май 26, 2013 9:54 pm | |
| - Афанасий пишет:
- Jura пишет:
- Не надо все усложнять, может это кара Божия обидчику! Врезал от души от самого сердца, с кем не бывает, даже со свт. Николаем Мирликийским. А человек в себя придет Бога хулить перестанет тем и спасется. Тут как посмотреть.
Да и я того же мнению. Но.... многие считают на этом основании себя вправе. Может они вправе, может я не вправе. Как жить то как? А Господь от нас невозможного не требует. Помните к Иоанну приходили и мытари и войны ни кому не было сказано оставь свое дело. Будь человеком в любой ситуации. Арий то же думал что страдает за Христа, и Николай. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Согласимся? Пн Май 27, 2013 12:35 am | |
| Да, тема сложная. Я предпочитаю здесь руководствоваться другим правилом: "Но кто ударит тебя в одну щеку, дай ему другую..." |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Согласимся? Пн Май 27, 2013 1:30 am | |
| Фрагмент речи святителя, из которой была обсуждаемая цитата: Беседы о статуях, говоренные к Антиохийскому народу. Беседа 1, ч. 12. http://www.pravoslavie.ru/put/1862.htm - Цитата :
- Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, – именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди.
И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя). Преступление – одного рода, публичное оскорбление, обвинителем может быть всякий, кто хочет. Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане – хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил. Ты слышал, что сделал Иоанн? Он увидел тирана, ниспровергающего брачные законы, и смело посреди площади заговорил: Не достоит тебе имети жену Филиппа брата твоего (Марк. VI, 18). А я привел тебя не к тирану, не к судье, и не за противозаконные браки, не за оскорбляемых сорабов, а удостаиваю тебя исправлять равного за бесчинное оскорбление Владыки. Не правда ли, ты счел бы меня сумасшедшим, если бы я сказал тебе: наказывай и исправляй царей и судей, поступающих противозаконно? И однако Иоанн сделал это; следовательно, это не свыше наших сил.
Теперь же исправляй по крайней мере хоть сораба, хоть равного себе, и если даже надо будет умереть, не переставай вразумлять брата. Это будет для тебя мученичеством. И Иоанн ведь был мучеником. Ему не приказывали ни принести жертвы, ни поклониться идолу, но он сложил голову за святые законы, когда они подвергались поруганию. Так и ты до смерти борись за истину, и Господь будет поборать за тебя.
И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всею уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы, присутствующие здесь, захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь. И хотя здесь малейшая часть города, но малейшая по количеству, а по благочестию главная. Разделим между собой заботу о спасении наших братьев.
Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. А когда на лицо не один, и не два, и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не слабости, многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли в самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся; да, что говорю я – драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Богохульник – тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближних, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление. И – что всего важнее – мы насладимся предстоящими благами, которые все мы да достигнем благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь ныне и присно, и во веки веков. Аминь. - Ольга пишет:
- Иногда исторические события таких далёких лет передаются не совсем верно. Т.е., на самом деле всё могло быть несколько иначе, могло быть ещё что то, чего мы не знаем. ...
И это могло быть. Приведенные Афанасием примеры были из "Просветителя" преподобного Иосифа Волоцкого http://azbyka.ru/otechnik/?Iosif_Volotskij/prosvetitel=13 . По-моему, иногда встречаются неточности пересказа (точнее, возможно, в этих случаях источники, которыми пользовался преп. Иосиф, отличались по содержанию, или я что-то недопоняла). Например, цитата из "Просветителя": "... И преподобный Ефрем Сирин (28 января.), услышав, что умножаются еретические мудрования Аполлинариевы, оставил пустыню и пришел в Константинополь, и не только осудил Аполлинария, но и предал его злой смерти своим благорассудным искусством. ..." Из жития преп. Ефрема не следует, что он добивался смерти Аполлинария http://azbyka.ru/otechnik/?Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh=95 . Из "Просветителя": ... Дивный же Исаакий Далматский (30 мая.) поселился в пустыне с самых младенческих лет, но когда услышал, что Валент распространяет Ариеву ересь, пришел в Византию, и не только осудил Валента, но и предал огню. ..." Из жития преп. Исаакия следует, что это было не пожелание смерти, а пророчество http://days.pravoslavie.ru/Life/life1175.htm . Но это не во всех случаях (большую часть я не сверяла, где-то нет расхождений в оценке событий, в третьем случае житие святого нашла краткое, описанные события там вообще не упоминаются). |
| | | Ольга
Сообщения : 1516 Дата регистрации : 2011-03-05 Возраст : 57 Откуда : Тверская обл.
| Тема: Re: Согласимся? Пн Май 27, 2013 9:05 am | |
| - Ирина пишет:
- Да, тема сложная. Я предпочитаю здесь руководствоваться другим правилом: "Но кто ударит тебя в одну щеку, дай ему другую..."
Ириш, так речь то идёт не о личном оскорблении. Наверно, тут иное руководство нужно. Только вот какое? | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Согласимся? Пн Май 27, 2013 2:55 pm | |
| - Афанасий пишет:
- Цитата из Иоанна Златоуста "Если услышишь, что кто-нибудь на перекрёстке или на торгу среди народа хулит Владыку Христа, подойти и запрети. Если же придётся и побить его, не отвращайся. Ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою ударом." ...
- Афанасий пишет:
- ...А по теме? Там ведь нам же сказано Христом: "кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему".
Значит даже Христос не судит в этом случае и значит не наказывает. А уж кто мы? ... Я пока еще не определилась, промежуточные размышления. Может быть, имеет значение, что в оригинале цитата из речи святителя звучит так http://www.pravoslavie.ru/put/1862.htm : - Цитата :
- Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, – именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди. ...
Может быть, тут речь о том, что называется хулой на Духа Святого? Святоотеческое раскрытие учения о грехе хулы на Духа Святаго http://www.pravoslavie.ru/put/070815184247.htm |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Согласимся? Пн Май 27, 2013 3:05 pm | |
| - Ольга пишет:
Ириш, так речь то идёт не о личном оскорблении. Наверно, тут иное руководство нужно. Только вот какое? Да, действительно, Оля, ты права. - Ольга 79 пишет:
- Может быть, тут речь о том, что называется хулой на Духа Святого?
Я тоже так подумала. Ведь запретил же Господь Петру, когда тот урезал ухо слуге первосвященника, и даже исцелил раненого... |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Согласимся? Пн Май 27, 2013 3:21 pm | |
| Тут размышления Александра Ткаченко над словами святителя: О святом кулаке, окаянной шее и христианской любви http://www.pravmir.ru/o-svyatom-kulake-okayannoj-shee-i-xristianskoj-lyubvi/ - Спойлер:
Что должен делать православный христианин, когда сталкивается с проявлениями богохульства и кощунства? К сожалению, в наши дни такой вопрос давно уже перестал быть риторическим, поэтому все чаще можно услышать слова о целесообразности его силового решения. Или, как говорил один из Шукшинских персонажей – святым кулаком, да по окаянной шее. И все дела! Причем, не следует думать, будто это точка зрения каких-то там околоцерковных маргиналов. Формальные основания для нее существуют весьма и весьма серьезные.
Вот что говорил по этому поводу святитель Иоанн Златоуст в своих знаменитых «Беседах о статуях»: «Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, – именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом…»
Жутко звучит? Шокирует? Подождите, дальше будет еще интереснее: «…И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя). Преступление – одного рода, публичное оскорбление, обвинителем может быть всякий, кто хочет. Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане – хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил.»
Все. Теперь, казалось бы, можно с полной уверенностью в собственной правоте приступить к практическому исполнению рекомендации величайшего святого и «освятить руку ударом» (а поводов к этому нынче более чем достаточно). Однако, несмотря на авторитет Златоуста, торопиться с таким благочестивым мордобоем все же не следует. И не только потому, что подобная практика противоречит современным правовым нормам (которые, прямо скажем – сильно отличаются от тех, что существовали во времена Златоуста). Есть еще одна причина, в духовном плане куда более важная.
Дело в том, что в христианской этике мотивация поступка не менее важна, чем его содержание. Ведь, даже несомненно добрый поступок может быть мотивирован в человеке причинами, весьма сомнительными в нравственном отношении. И когда звучат объяснения мотивов нынешней борьбы православных с кощунствующими, право же – очень трудно бывает согласиться с некоторыми из них. Вот, например: «мы защищаем Бога от поругания». Казалось бы – все верно, так и следует поступать. Однако в Писании прямо сказано, что …Бог поругаем не бывает (Гал 6:7). И, кстати, тот же Иоанн Златоуст говорит об этом вполне определенно: «Тот, кто бросает вверх камень, не может пронзить неба и даже достичь его — камень падает ему на голову. Так и тот, кто хулит блаженное Существо Божие, никогда не может нисколько повредить Ему, ибо Оно столь велико и высоко, что недоступно ни для какого вреда, но сам изощряет меч на свою душу, оказываясь неблагодарным Благодетелю…Богохульство не унижает величия Божия и потому не должно побуждать тебя к ярости. Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе»
Итак, Бог в нашей защите не нуждается. Тогда ради чего следует «освятить руку ударом»?
Еще одно распространенное сегодня объяснение: ради защиты оскорбленного религиозного чувства верующих. Но ведь есть всем известные слова апостола Иоанна Богослова о том, что …весь мир лежит во зле (1 Ин 5:19). Так неужели же свою скорбь от любого из проявлений этого мирового зла мне следует рассматривать как достаточный повод к боевым действиям? В конце концов, Христос и не обещал нам бесскорбного существования в этом мире, пропитанном злом: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир ( Ин 16:33).
В периоды гонений религиозное чувство христиан оскорблялось куда как сильнее, чему убедительным примером является прошедшее столетие отечественной истории. И храмы разрушали, и кресты сбрасывали, и иконы рубили… Да что там храмы и иконы – священников, случалось, закапывали живьем, а простых прихожан за одну только веру во Христа гноили в лагерях. Богохульство творилось страшнейшее. А вот дотянуться до «окаянной шеи» советских властных структур было тогда никак невозможно (да и в голову никому в те страшные времена такое не могло прийти).
Тем не менее, эта безответность христиан на оскорбления их религиозного чувства вовсе не погубила нашу Церковь в эпоху коммунистического террора. Напротив, десятки тысяч новомучеников и исповедников Российских своей жизнью и смертью засвидетельствовали, что такие оскорбления в итоге приводят к еще большему прославлению Христа, молившегося на Кресте за своих оскорбителей.
Так какой же силой христианство призвано побеждать мир, лежащий во зле и богохульстве? Ответ, думаю, известен всем. Конечно же, любовью. Той самой, парадоксальной и непонятной для нехристианского мира любовью к врагам, которую заповедал своим ученикам сам Господь. Эта любовь, на мой взгляд, и должна быть основной и единственной мотивацией всех наших претензий к современным кощунникам.
Ведь ясно, что Бога они оскорбить не могут, поскольку Бог – бесстрастен и недоступен ни для какого вреда. Личное же мое религиозное чувство куда как более оскорбляют мои собственные грехи и страсти, нежели эпатажные выходки и сомнительные художественные эксперименты не очень умных людей. Следовательно, остается единственный смысл борьбы с их кощунством: наше сострадание к ним, христианская забота о состоянии душ этих людей и их единомышленников. И вот с этой точки зрения призыв Златоуста уже невозможно рассматривать просто как оправдание благочестиво-рефлекторной реакции верующих на богохульные перформансы. На первый план здесь выходит именно – причина, мотив, побудивший человека пресечь кощунство силовым методом.
Сегодня слова об «освящении руки ударом», для одних христиан звучат как призыв к действию. У других они же вызывают смущение своим несоответствием духу и букве Евангелия. Но возникает такое разделение мнений только потому, что цитата (как это, увы, часто бывает нынче) вырвана из контекста. Всего лишь двумя абзацами далее, в той же самой «Первой беседе о статуях» Святитель прямо говорит о причине и конечной цели таких жестких мер в отношении к кощунствующим:
«…Не безрассудно ли в самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся; да, что говорю я – драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Богохульник – тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближних, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление».
Что ж, видимо, бывает и так, что зарвавшегося в своем безумии человека можно привести в чувство лишь хорошей затрещиной. Так же, как бьющегося в припадке истерики, приходится хлестать по щекам. Но если конечной целью подобных силовых действий со стороны христиан окажется не любовь к заблуждающемуся кощуннику, не стремление спасти его от последствий его же собственного духовного ослепления, а – наше возмущение, гнев или что-либо еще в этом роде, то вряд ли стоит в таком случае оправдывать себя словами Иоанна Златоуста. Прежде чем приступить к «освящению» собственных кулаков, каждому из нас не худо было бы остановиться хотя бы на минуту, и задуматься: все ли прочие средства, упомянутые Златоустым пастырем мы применили? Сказали ли слово увещевания? Пытались что-либо сделать для того, чтобы богохульник смог увидеть в наших поступках красоту и праведность Евангелия? Проявили ли при этом заповеданную нам кротость? Если все это мы посчитали для себя излишним, махать кулаками можно будет сколько угодно, но вот той самой цели, к которой призывает нас святитель Иоанн Златоуст, мы не добьемся, даже если сотрем себе эти кулаки по самые плечи. Потому что он-то говорил как раз о том, что даже при употреблении «кулачного вразумления», движущим мотивом в христианах все равно должна оставаться искренняя любовь и сочувствие к тем, кто творит кощунства, будучи ослеплен духовно. Должно здесь присутствовать стремление хотя бы таким способом вывести их из этого погибельного состояния. Иначе смысл любой борьбы с богохульниками может незаметно перейти в плоскость обычного идейного противостояния, где с одной стороны окажемся «мы», а с другой – «они». И тогда вместо слов Иоанна Златоуста, останется нам утешать себя разве что грустной шуткой о том, как «добро обязательно победит зло, поставит его на колени, и зверски убьет».
|
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Согласимся? Пн Май 27, 2013 3:27 pm | |
| спасибо, Олечка! |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Согласимся? Пн Май 27, 2013 3:28 pm | |
| Рада, Ирочка, что статья Александра Ткаченко была полезной. Мне она очень понравилась. Лучшего толкования слов святителя я не нашла. Слава Богу за все! |
| | | Ольга
Сообщения : 1516 Дата регистрации : 2011-03-05 Возраст : 57 Откуда : Тверская обл.
| Тема: Re: Согласимся? Пн Май 27, 2013 8:36 pm | |
| | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Согласимся? Вт Май 28, 2013 10:58 am | |
| Очень рада, Оленька! |
| | | | Согласимся? | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |