Последние темы | » C Крещением автор Админ. Ср Янв 19, 2022 6:22 am
» Рождество Христово 2022 автор Админ. Пт Янв 07, 2022 8:36 am
» Новый год 2022 автор Админ. Сб Янв 01, 2022 8:32 am
» 2021 автор Админ. Пт Дек 31, 2021 6:28 pm
» Троица автор Админ. Вс Июн 20, 2021 4:56 am
» День Победы! автор Админ. Вс Май 09, 2021 6:10 am
» ПАСХА_2021 автор Админ. Вс Май 02, 2021 5:29 am
» ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ПРАВОСЛАВНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ автор Админ. Вс Апр 25, 2021 6:17 am
» Прощеное Воскресенье автор Админ. Вс Мар 14, 2021 5:57 am
» 8 марта. автор Админ. Пн Мар 08, 2021 7:18 am
|
| | О предопределении. | |
| | |
Автор | Сообщение |
---|
Гость Гость
| Тема: Re: О предопределении. Пт Авг 10, 2012 4:02 pm | |
| ну вот, уперлись лбом все в ту же стену...
Значит, нет ответа, говорите? Думаю, что Осипов ближе к правде. Не может Господь до мельчайших шагов "руководить" нами. Тогда мы не люди, а роботы.
З.Ы. А ключевая идея христианства, между прочим - СВОБОДА. вот. |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: О предопределении. Пт Авг 10, 2012 4:13 pm | |
| - Ирина пишет:
- ну вот, уперлись лбом все в ту же стену...
Значит, нет ответа, говорите? Думаю, что Осипов ближе к правде. Не может Господь до мельчайших шагов "руководить" нами. Тогда мы не люди, а роботы.
З.Ы. А ключевая идея христианства, между прочим - СВОБОДА. вот. Как мы привыкли мыслить по плотски, по мирски, по человечески. И иного представить не можем. Да и не хотим, если найдётся удобный ответ. А между тем Христос сказал нам "Я путь".Значит не нашей волей мы идём. Да и в другом месте: "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня". (Ин. 6:45) Везде Бог есть начало и конец. Не я. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: О предопределении. Пт Авг 10, 2012 4:25 pm | |
| но поскольку у каждого из нас своя жизнь, своя судьба, то и путь у нас к Богу у каждого свой. Кто в монастыре, кто в миру, а кто и юродством спасается. |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: О предопределении. Пт Авг 10, 2012 4:47 pm | |
| - Ирина пишет:
- но поскольку у каждого из нас своя жизнь, своя судьба, то и путь у нас к Богу у каждого свой. Кто в монастыре, кто в миру, а кто и юродством спасается.
Можно сказать у каждого из нас, а можно сказать Бог каждому из нас дает отдельный путь. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: О предопределении. Пт Авг 10, 2012 4:55 pm | |
| А если учесть еще яшку и окаяшку - то неудивительно, что "благими намерениями выстлана дорога в ад..." |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: О предопределении. Сб Авг 11, 2012 12:05 am | |
| - Афанасий пишет:
- Так и сделал.
Спасибо, Афанасий! - Афанасий пишет:
- Продолжая новую тему скажу, что мне Бог однажды сказал: "Все-равно ты придёшь ко мне". Так и случилось. Лет через тридцать пять.
Вот и что тут? Предведение? Предопределение?
(Мк. 10)35 [Тогда] подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. 36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? 37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. 38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? 39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня [зависит], но кому уготовано. Не знаю. Как Вы понимаете слова "предведение", "предопределение"? Толкование приведенного текста из Евангелия блаженным Феофилактом http://azbyka.ru/?otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolk_52=10 - Спойлер:
Мк.10:39. Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано.
Вы, – говорит, – войдете в подвиг мученичества и умрете за истину, «а дать сесть не от Меня зависит». Но здесь представляются два недоумения. Первое: уготовано ли кому это сидение? Второе: ужели всеобщий Владыка не может дать сего сидения? Отвечаем: никто не будет сидеть ни одесную, ни ошуюю. А если и слышишь, что в Писании многократно говорится о таком сидении, то разумей не сидение (в собственном смысле), но высшее достоинство. А слова: «не от Меня зависит» имеют такой смысл: Мне, праведному Судье, не свойственно дать вам такое достоинство по одной любви к вам; иначе Я не был бы правосуден; но такая почесть уготована только подвизающимся. Это подобно тому, как если бы правосудный царь посадил выше других какого-либо подвижника, а любимцы его, придя, сказали бы ему: «дай нам венцы»; тогда царь, конечно, ответил бы: «не от меня зависит», но кто будет подвизаться и победит, тому и венец уготован. – Итак, вы, сыны Зеведеевы, можете быть и будете мучениками за Меня; но если кто вместе с мученичеством будет иметь и всякую другую добродетель больше вас, тот будет иметь преимущество пред вами.
Еп. Григорием (Лебедевым). «Евангельские образы» (Толкование на Евангелие от Марка) http://mystudies.narod.ru/library/l/lebedev/10.html- Спойлер:
Конечно, под чашей Христос разумел чашу страданий, а под крещением — крещение огнем подвига. Ты уже знаешь, что то и другое (страдания и подвиг) неразлучны с христианским путем (срав. Мк. 8, 34, 9, 49), и, значит, всякий, кто идет путем подвига и страданий, идет за Христом и чем решительнее он идет, тем он ближе ко Христу, потому что Христос на этом же пути, и, следовательно, таковой как бы приближается ко Христу.
Так единство пути создает внутреннюю близость ко Христу, и так рост близости определяется степенью продвижения ученика к Учителю и Господу. Ты больше прошел путем подвига, и ты больше внутренне усвоил Христа, больше приблизил к Нему свое сердце — и, конечно, Он ближе к тебе.
Значит, не внешняя награда и не внешнее дарование обеспечивает первое место у Господа. И даже не Господь дарит это место, почему Он и сказал: «Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит» (ст. 40). А зависит это от идущего и приближающегося.
А нелицеприятный Божий суд только констатирует (свидетельствует) успех достигнувшего и степень его близости. А так как в предвечной мысли Отца Небесного, по Божественному Предведению, известны все земные подвижники, бегущие на ристалище к Божьему Царству, и ведома степень их душевных достижений, то «первые» достигающие, конечно, уже определились для Божьего суда и таковые как бы «уготовались», хотя бы они еще и не родились.
Вот почему и добавил Господь: «Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк. 10, 40).
Святитель Илия поясняет их так http://www.pravoslavie.ru/put/2958.htm : - Цитата :
- Не веста, чесо просита. Несть Мое дати, но имже уготовано есть (Мр. 10, 38. 40). Он как бы так сказал: Я со своей стороны как никого не гоню от Моей славы, так никого и не выделяю. Предпочтение получит достойнейший. Слова имже уготовано есть объясняет Богослов: "Предложи действительно достойным, которые не только получили от Отца (Бога) эти свои свойства, но и сами в себе их развили". Итак Бог не лицеприятен. Он всех зовет в Свое царство, никого не выделяет, а предпочитает только достойных. Окажись и ты достоин и будешь предопределен.
- Афанасий пишет:
- ...
Учение о предопределении есть догмат веры, основанный на Священном Писании, и никто из православных в нем не сомневается. Ихже предуведе, ясно говорит Павел, тех и предустави сообразных быти образу Сына Своего. А ихже предустави, тех и призва, а ихже призва, сих и оправда; а ихже оправда, сих и прослави (Рим. 8, 29. 30). В превышающей разумение книге таинственного божественного предвидения, кого возлюбил, Бог вписал к жизни, а кого возненавидел – к смерти: Иакова возлюбих, Исава же возненавидех (2, 13), говорит Сам Бог. Святитель Илия (Минятий) "Слово о предопределении в первую неделю Поста".http://www.pravoslavie.ru/put/2958.htm
С некоторого времени я начинаю сомневаться в способности моей воли противостоять воле Бога. Для этого я должен быть слишком самонадеянным. Святитель Илия в статье истолковал, как правильно понимать процитированные выше слова из Библии, объяснил, как в Православии понимается термин "Предопределение". В Вашем случае, возможно, Ваша воля постепенно начинает желать добровольно подчиняться воле Господа. Меньше становится своеволия, желания противоречить Богу. От этого такое ощущение. Бог не подавляет волю человека. Подавить волю человека стремятся бесы. * Удалила ссылку на книгу, которую приводила тут раньше. Очень уж страшная. Да и не по теме.* - Ирина пишет:
- Афанасий, но как же тогда? Получается, весь мир живет по когда-то писаному закону - и он неотменим? ...
Тут можно вспомнить Ниневию, которая покаялась, и определение Божие о ней изменилось. В статье святитель Илия приводит пример царя Езекии. И в конце говорит так: - Цитата :
- Я хочу, брат, чтобы состоялось определение о твоем спасении. Но говорю при этом, что если ты не будешь содействовать этому, если до самого конца не будешь жить богоугодно, твердый в благодати и любви к Богу, – не смотря на все решение о спасении, ты погибнешь. Пусть даже и состоялось решение о твоей погибели, но я говорю тебе: если ты обратишься и раскаешься, то спасешься, не смотря на определение о твоей муке. Подобно тому, как твоя воля переходит от хорошего к дурному или наоборот, так и Божие решение переходит от спасения к наказанию и наоборот. "Праведный суд Божий сообразуется с нашим расположением: каково наше внутреннее состояние, то же и Он воздает нам от Себя". Таким образом, предведение и определение Божие не препятствует ни Богу в желании спасти тебя, ни тебе – в свободе спастись.
Но (как я сказал об этом в начале), лучше бы тебе ничего не понимать в высоком вопросе о предопределении. Чтобы тебя не смущало какое–нибудь недоумение, твердо помни две (мысли): что Бог всегда хочет твоего спасения, ибо Он человеколюбив; и что ты всегда можешь спастись, ибо ты свободен. Его благодать и твоя воля образуют предопределение. Бог хочет: желай и ты, и будешь предопределен. . - Афанасий пишет:
- Как мы привыкли мыслить по плотски, по мирски, по человечески. И иного представить не можем. Да и не хотим, если найдётся удобный ответ. А между тем Христос сказал нам "Я путь".
Значит не нашей волей мы идём. Из того, что Господь сказал "Я путь", не следует, что "не нашей волей мы идем". Господь говорит, что через Него мы получаем спасение, а никак иначе. - Афанасий пишет:
- Да и в другом месте: "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня". (Ин. 6:45)
Везде Бог есть начало и конец. Не я. Толкование блаженного Феофилакта http://azbyka.ru/?otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolk_54=6 - Спойлер:
Ин.6:44. Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня;
Что же Он отвечает им? «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец». Говорит это, не уничтожая самопроизволения, но показывая, что имеющий веровать нуждается во многом содействии от Бога.
Иначе: Отец привлекает тех, которые имеют способность по их произволению, а тех, которые сами себя сделали неспособными, не привлекает к вере. Ибо как магнит привлекает не все, к чему приближается, а одно только железо, так и Бог ко всем приближается, но привлекает только тех, которые способны и обнаруживают некоторое родство с Ним. Отец привлекает и приводит к Сыну; а Сын воскрешает и оживляет, даруя дыхание в добре и жизнь, которая есть Дух Святый. Итак, верующим благодетельствует вся Святая Троица, а не в частности один только Отец или один только Сын, но как Естество одно, так и действие благотворения одно: Отец приводит, Сын оживляет, Дух Святый для оживляемых служит дыханием; ибо всякий живой имеет и дыхание.
Из бесед Иоанна Златоуста http://mystudies.narod.ru/library/i/in-zlat/08/john/46.html - Спойлер:
«Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (ст.44). На это нападают манихеи и говорят, будто ничто не зависит от нас. Между тем эти-то слова особенно и доказывают, что мы властны в своем произволении. Но какая, говорят, надобность привлекать, если кто сам приходит к Нему? Опять и это не уничтожает нашего произволения, а напротив показывает, что мы нуждаемся в помощи. Здесь (Христос) говорит не о всяком приходящем, но о том, кто пользуется великим содействием (от Бога). Далее показывает и способ, которым Отец привлекает. А чтобы иудеи опять не подумали о Боге чего-либо чувственного, Он присовокупил: «это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца» (ст.46). Как же, спросишь, привлекает? Это давно показал пророк, предвозвещая и говоря: «будут все научены Богом» (ст.45). Видишь ли достоинство веры? Видишь ли, как, по предсказанию пророка, люди имеют быть научены «не человеками и не через человека» (Гал.1:1), но самим Богом? Потому-то, чтобы придать достоверность Своим словам, Он и отослал иудеев к пророкам. Но если сказано, что все будут научены Богом, то отчего, спросишь, некоторые не веруют? Оттого, что те слова сказаны о большей части людей, или еще — пророчество указывает не вообще на всех, но на всех желающих. Учитель стоит пред всеми, и всем готов преподать и сообщить свое учение.
Ответ священника на вопрос об этих словах Спасителя http://iona.kiev.ua/qa/church/scriptures/475/ . Отвечает иеродиакон Савва: - Цитата :
- Для правильного понимания Писания нужно отдельные фрагменты из него рассматривать в контексте всего Писания. Кроме подобных утверждений, из которых можно сделать вывод, что человека спасает Бог, есть и утверждения, из которых явно следует свобода выбора человека. Например:
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Тут Господь говорит о том, что Он приходит лишь к тому, кто отвечает на Его смиренную просьбу войти. «А фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе» (Лк. 7:30). Тут и комментировать нечего. Итак, в целом из Писания вырисовывается такая картина: Бог привлекает к Себе и спасает тех, кто этого хочет, кто принимает волю Божию и отворяет Богу двери своего сердца. Сам же человек спастись не может. Но и Бог насильно человека не спасает.
Последний раз редактировалось: Ольга 79 (Сб Авг 11, 2012 5:01 pm), всего редактировалось 1 раз(а) |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: О предопределении. Сб Авг 11, 2012 4:12 am | |
| Спасибо, Оля! Теперь стало яснее, что свободу человеческого выбора Господь никогда не отменит. Ни предопределением, ни предвидением, ни чем-то иным... |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: О предопределении. Сб Авг 11, 2012 4:26 am | |
| Хорошо поработала Ольга. Спасибо. | |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: О предопределении. Сб Авг 11, 2012 10:28 am | |
| Может быть наша воля должна заключаться в том, чтобы оставить свою волю?
Тогда только человек видит непорочный путь Божий, когда оставит свою волю. Преподобный Дорофей Палестинский
Вкусите и видите, яко благ Господь. (Пс. 33, 9)
Свобода - это когда ненужно выбирать. В. Соловьев
Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать... (Рим. 5, 20)
| |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: О предопределении. Сб Авг 11, 2012 4:25 pm | |
| Вам спасибо, друзья! - Афанасий пишет:
- Может быть наша воля должна заключаться в том, чтобы оставить свою волю? ...
Насколько понимаю, да. Хотела цитату из статьи по теме разместить, но так и не выбрала самый важный фрагмент. Поэтому привожу полностью. Распознать и исполнить (О соотношении воли Божией и человеческой) http://borisov-spas.com/pravoslavny-e-stat-i/raspoznat-i-ispolnit-o-sootnoshenii-voli-bozhiej-i-chelovecheskoj.html - Спойлер:
«Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Псалом 36:4) Господь охраняет всякого человека, чтобы он мог жить. Господь всё подает для жизни: одежду, еду, кров. И если вдуматься, то и саму жизнь Господь хранит человеку, чтобы тот успел обратиться к Богу, покаяться и спастись. Слова Господа, что и волос не пропадет с головы без воли Божией, относятся к тем, кто живет по Его святой воле Апостол Павел так и сказал: «... любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Промысел Божий хранит всех. Он и ходатайствует за нас (Рим. 8 : 34) И по слову апостола . Павла: «... благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 4:8). Мысль о том, что исполнение воли Божией является не только прямым, но и единственным путем к спасению, является основополагающей для верующего... Наблюдая человеческую жизнь, можно сказать вместе с царем Давидом: «Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить во-век; Ибо Господь любит правду, и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечистивых истребится. Праведники наследуют землю, и будут жить на ней вовек» (Пс.36:28−29). Господь всемогущ, любит нас и хочет каждого привести к спасению. «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во веки» (1Ин.2:17). Таким образом с праведными — всё случается. только по воле Божией Блажен человек, имеющий веру Божию, веру живую и действенную. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследывайте...», — говорит апостол Павел (2 Кор. 13,5). Живая вера — это такая вера, когда первой мыслью нашей будет стремление к Богу; первым чувством — желание приблизиться к Богу, первым движением воли — готовность исполнять Божественную волю. С теми же, кто не живет по воле Божией всё происходит по попущению Божию. Проявление и реализация воли Божией может осуществляться двояко: существует действие воли Божьей как содействующее, а есть попускающее. Воля Божия содействующая — содействует всему тому, что служит ко спасению. Но есть у воли Божией и действие попускающее. Люди живут по своим страстям и похотям. На это воли Божией нет, этому Она не содействует, но попускает. Образно это можно выразить так: один хочет делать добро, а другой ему в этом помогает — вот так действует воля Божия, содействующая. А в другом случае: один делает зло, а другой и не помогает и не запрещает, стоит как бы в стороне, и в этом не участвует — вот так действует воля Божия попускающая. Во всех наших проявлениях наша человеческая воля может и должна соединиться с волей Божией, чтобы было одно с Богом по подобию Сына Человеческого Иисуса Христа. «Разве ты не знаешь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя: Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 4:1). Если мы по этому подобию пребываем во Христе и Христос в нас, это единство вместе с единством Отца и Сына и соединяет нас с волей Божьей. Воля Божья — это то, чего Бог требует от людей. Но, вместе с тем, воля Божья — это не только требование, стоящее «над» человеком или «перед» человеком, но и таинственное внутреннее воздействие, которым Бог помогает человеку совершить то, что он должен совершить. Когда человек исполняет требование Божьей воли, он совершает его не только своей собственной силой воли, но и той таинственной силой, или действием Бога, которое называется благодатью. Воле Божьей предаем мы наши души и тела. «Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира да будет с вами» (Фил. 4. 8). Отсюда следует, что воля Божия — это не только абсолютное нравственное требование, но и дар, достигаемый в единстве, согласии и взаимодействии воли человеческой с волей Божией. Когда Бог открывает Свою волю, человек не должен «советоваться с плотью и кровью» (Гал. 1:16), но должен следовать тому, что требуется от него Божественным призванием. "Итак умоляю вас, братья, милосердием Божьим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная"(Рим. 6:9). Православная Церковь учит и исповедует, что предвечное предопределение Божье о мире и человеке не исключает и не устраняет личную свободу отдельного человека. При этом предопределение Божие, понимаемое как абсолютное предведение Божье о всем, что совершается во времени, ничем не ограничивает нравственную свободу человеческой личности. "Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости"(1 Фес. 4:3). Господь всемогущ, любит нас и хочет каждого привести к спасению. «И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки»(1 Ин. 2:17). Святые отцы говоря о воле Божией и воле человека употребляют понятие синергия Синергия (греч. συνεργεια — совместное, согласованное действие) — концепция православного богословия, утверждающая необходимость соработничества, сообразованности, согласованного лада между Божественной энергией (благодатью) и энергией человека (волей) в деле спасения, соединения человека с Богом (1) Св. Иоанн Кассиан весьма определённо выразил суть синергии: «В деле спасения нашего участвует и благодать Божия и свободное произволение наше ... оба согласно действуют и в деле спасения нашего равно необходимы» (2). Бог дал свободу воли и не спасает нас насильно. Если бы все и во всем исполняли волю Божию, то наступило бы идеальное состояние мира: не было бы согрешающих и духовно погибающих. .Поэтому так много в святоотеческих творениях говорится об исполнении воли Божьей. . Сделать это невозможно, не отсекая свою волю (3) Мы не можем спастись без Божией благодати, а подается она только тому, кто поступает по воли Божией. Бог хочет блага для нас больше, чем мы хотим этого сами. Но абсолютная воля Божия встречает препятствие в свободной воле человека, которая всё же может колебаться между добром и злом. И здесь уже определяется сам человек. Свободная воля изначально дана человеку, как образу и подобию Божию. Без возможности свободы выбора не существовало бы добра, как такового, а поступками человека и даже его внутренними действиями руководила бы необходимость. Свободная воля это одно из главных достоинств человека, и в тоже время, огромная ответственность для него. Без свободной воли не может осуществиться само спасение человека Есть промысел Божий о спасении каждого человека, и есть единственная ценность в этом мире — жизнь по воле Божией. Вообще то «узнать волю Божию» и «жить по воле Божией» — это совсем не одно и то же. Узнать волю Божию возможно — Церковь предоставляет нам великий опыт такого познания. А вот жить по воле Божией — это личный подвиг Человек сам добровольно должен выбрать путь спасения — иметь Бога главной целью своей жизни. Само спасение — это любовь Творца к Своему творению и творения к своему Творцу. Поэтому спасение носит глубоко личностный характер. Как писал Михаил Лермонтов : Душа сама собою стеснена, Жизнь ненавистна, но и смерть страшна, Находишь корень мук в себе самом, И небо обвинять нельзя ни в чем. Конфликт между божественной и человеческой волей порождает ту относительную волю Божью, которая называется допущением. Бог допускает направление человеческой воли не только в сторону добра, но и зла. Если бы Бог физически пресекал зло, то тогда свобода стала бы фикцией, более того, все человечество было бы обречено на уничтожение: ведь каждый из нас совершал тяжелые грехи, где его спасало только долготерпение Божие. Так как «нет праведного ни одного...все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:10,23). Только верою в Иисуса мы можем стать праведными: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:5). Чтобы наша вера вменилась в праведность, нужны дела, так как «вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Вот суть эти дела: не грешить, слушаться Бога, искать Его лица, Царство Его. Не грешить — это не иметь дела плоти: «...прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное...» (Гал. 5:19−21). А нужны дела: «...любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание...» (Гал. 5:22,23) — плоды духа. Преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой «Лествице», пишет «...то, что от Бога, умиряет душу человека, то, что против Бога, душу смущает и приводит ее в неспокойное состояние».(4) Иисус нас учит искать единственное — это волю Божию: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Если человек оставит свою волю, тогда может и он сказать: «Богом моим прейду стену. Бог мой, непорочен путь Его»(Пс. 17, 30−31) Парадоксально звучит, но знать волю Божию страшно. Волю Божию, действительно, знать страшно, ибо это знание — колоссальная ответственность. Вспомним слова Евангелия: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 47−48) (5) Свободная воля Господа Иисуса Христа как воля совершенного Человека во всем следовала Божественной воле Отца: «Не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14:36); «не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Своим учением, Своими делами и всей Своей жизнью Христос творил не Свою волю, но волю пославшего Его Отца, заключающую в себе тайну будущего всеобщего воскресения (Ин. 6:38−40). Ссылки 1. Хоружий С. С.Православная аскеза — ключ к новому видению человека lib.pravmir.ru/library/readbook/1478ib. 2. Св. Иоанн Кассиан. Собеседование XIII. 10,11 Писания. Св. -Троицкая Сергиева Лавра. 1993. 3. Что есть моя воля и воля Божия? — www.pravoslavie.ru/answers/6643.htm4.ЛЕСТВИЦА ИЛИ СКРИЖАЛИ ДУХОВНЫЕ преподобного отца нашего ИОАННА игумена Синайской горы www.wco.ru/biblio/books/ioannl1/Main.htm5 .Протоиерей Михаил Шполянский Что такое воля Божия? 19.03. 2006 pravmir...ru Александр А. Соколовски
|
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: О предопределении. Вс Авг 12, 2012 5:13 am | |
| «Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по промыслу Божию, и тогда ты без смущения будешь переносить всё находящее на тебя» (Авва Дорофей) | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: О предопределении. Вс Авг 12, 2012 10:37 am | |
| - Цитата :
- Святитель Илия Минятий:
«Не Предведение есть причина будущих событий, а будущие события — причина Предведения. Не из Предведения вытекает будущее, а из будущего — Предведение; не Христос — виновник предательства Иуды, а предательство — причина Господнего Предведения». Если ты будешь жить богоугодно, — спасешься, а если развращенно, — погибнешь. Бог предвидит и то, и другое. Но ни того, ни другого не предрешает Божие Предведение. Ты или спасешься, или погибнешь, одно из двух — несомненно, но не определено наперед» (Проповеди, «Слово в неделю 1-ю Великого поста»). Отсюда: http://azbyka.ru/dictionary/15/predvidenie_i_predopredelenie-all.shtml |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: О предопределении. Вс Авг 12, 2012 4:05 pm | |
| Насколько поняла, соотношение понятий примерно такое: Предведение - ведение будущего Богом, находящегося вне нашего пространства и времени, видящего прошлое, настоящее и будущее одновременно. Предопределение - определение к спасению людей при их согласии и участии (Бог желает спасения всем, но не нарушает свободу воли человека). Промысл - забота Бога о человеке в каждый момент его жизни, создание благоприятных условий для его спасения при его свободном выборе (точнее тут: http://azbyka.ru/dictionary/15/promysl_bozhiy-all.shtml ) Полностью постичь все человеку невозможно, это Тайна. Но можно ли так представлять это в общих чертах? |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: О предопределении. Вс Авг 12, 2012 4:39 pm | |
| Спасибо, Оля. Так действительно более полное представление о проблеме. Можно я еще кое-что добавлю сюда?
Вот: Свобода - дарованная Богом способность человеческой воли к непринужденному избранию добра.
Мне кажется, без этого фактора представление о предопределении будет неполным.
Кстати, не помню у кого читала, что абсолютная свобода - это невозможность избрать зло... иэх, память моя дырявая.... |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: О предопределении. Вс Авг 12, 2012 5:17 pm | |
| Точно. Это очень важно. Спасибо, Ирочка! Автора цитаты через поисковик http://www.hristianstvo.ru/ поискала, не нашла. О свободе, о выборе довольно много Неуч / Мафусал на "Предании.ру" писал. Что-то похожее у него было. Осипов А.И. приводит похожую по смыслу цитату http://azbyka.ru/dictionary/17/svoboda-all.shtml : - Цитата :
- Кстати, очень удачно соотношение святости и свободы выразил блаженный Августин. "Велика свобода - быть в состоянии не грешить, но величайшая свобода - не быть в состоянии грешить".
|
| | | Гость Гость
| Тема: Re: О предопределении. Вс Авг 12, 2012 5:24 pm | |
| Вспомнила! Однозначно что-то мелькало у Льюиса, либо в "За пределами безмолвной планеты", либо "Переландра". Придется попозже перечитать... и с ручкой в руках :)))))))) Оля, спасибо за ссылку на поисковик. Сокровище. Там рыться - лет на 15 с гаком |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: О предопределении. Вс Авг 12, 2012 5:34 pm | |
| Очень рада, Ирочка! Мне этот поисковик Оля посоветовала. Столько времени экономит! И правда, сокровище. Льюис - удивительный человек. Как много мудрых мыслей в его произведениях, даже развлекательных на первый взгляд. |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: О предопределении. Вс Авг 12, 2012 5:56 pm | |
| - Ольга 79 пишет:
- Льюис - удивительный человек.
Хороший мужик. Но только не дай нам Бог сотворить себе из него кумира. Это я так. На всякий случай. | |
| | | Гость Гость
| | | | | О предопределении. | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |