О покаянном (в больших и жирных кавычках) обращении расстриги Денисенко к Московскому патриархату сказано и написано уже немало. Причем написано людьми сведущими, глубоко мной уважаемыми. Однако сегодня, когда уже почти позади всплеск всеобщего внимания (говорю «почти», поскольку 11 декабря лжепатриарх киевский обнародовал второе письмо, и мы о нём скажем), и как будто сошла неизменно грязная, когда слово берут наши украинские раскольники, волна злобных речей, возникает ощущение тревожного недоумения. И к нашумевшему «покаянию» хочется возвращаться, чтобы понять, что же на самом деле оно означало. Для нас, православных христиан Украины, тех, кому приходится видеть захваченный раскольниками Владимирский кафедральный собор с мощами великомученицы Варвары, тех, кого шельмуют продажные теледивы, с ядовитой усмешкой называющие нашу Церковь «агентом вражеской державы», тех, кому бандиты, толерантно именуемые радикалами, обещают новые погромы в наших церквях, вопросы, возникшие после фейкового покаяния анафемы Денисенко, не кажутся отвлечёнными. Нам важно понять, что или кто стоит за вспышкой активности престарелого лидера украинских националистов в рясах. Чтобы знать, чего нам ждать. Ложь Денисенко доказана и прокомментирована. Но что за этой ложью? Каковы планы врагов канонического православия на Украине? Откуда придёт новый удар и о чём молить Бога нам, простым мирянам УПЦ? Над этими вопросами хотелось бы поразмышлять.
* * *
Снова перечитываю пресловутое «обращение». Ладно, люди внешние, пребывающие не «в теме», могли как-то поверить в медийную шумиху о «покаянии». Пусть граждане сопредельных государств, не видевшие вблизи «правосеков», врывающихся в храмы, задумчиво слушают рассуждения экспертов. Но нам-то, людям церковным, живущим на Украине, при одном взгляде на это «обращение» анафемы Денисенко ведь сразу было всё ясно. Для нас дикостью было видеть: изверженный из сана священнослужитель, отлучённый от церкви и значит вообще неправославный обращается к патриарху и епископату крупнейшей поместной церкви на равных. Дерзает с первого же абзаца поучать словами святого апостола Павла. Потом требует снова начать с ним и с его шайкой причащаться Святых Христовых Тайн и «помириться» с ним. С кем, с ним? Никем.
Далее нехристь, которого правильно называть не Филаретом, так как это имя святого, которое он утратил, и не Михаилом, а Мишкой, рекомендует снять с него прещения (анафему яко не бывшую) и прекратить «противостояние». Какое противостояние? Между Церковью Христа и кучкой ряженых клоунов, которых поддержал в начале 90-х президент Кравчук, а теперь пользуют в своих интересах доморощенные нацисты? Это как если бы ваш дом захватили какие-нибудь подонки, разграбили, выгнали вашу семью на улицу, нагадили посредине вашего дома, а потом вышли на крыльцо и начали требовать от вас братских объятий и упрекать за то, что вы кукситесь и не спешите признавать братьями банду мелких уголовников.
Любому новоначальному христианину известен смысл слова покаяние, по-гречески «метанойя» – перемена ума. То есть такое состояние духа, когда человек свои грехи не только осознал, но проклял себя прежнего. Гнушается мерзостью своих греховных дел. И никогда уже, хоть убивай его, он не вернётся к прошлой жизни. Где это у Денисенко? Где это у человека, причастного к насилию над верующими, призывающего к уничтожению жителей Донбасса и благословляющего войну с собственным народом, а также с канонической церковью. А главное, человека, который увёл в раскол и вероятную духовную погибель сотни тысяч жителей Украины? Где слова о том, что им совершены преступления, о которых он сожалеет? Где раскаяние? Его нет. А есть напыщенное, наглое письмо (теперь уже два письма) старика, незаконно носящего куколь Московского (!) патриарха. Так в своё время этот несчастный хотел оседлать всю Русскую церковь, что отвергнутый в своих параноидальных стремлениях пошил себе белый куколь, «как в Москве», и стал шляться в нём по украинской земле.
* * *
И вот тут возникают недоумения и вопросы. Причём, скажу сразу, однозначных ответов не имею и поныне. А потому вопросы попытаюсь лишь поставить и перечислить.
Каким образом так вышло, что даже в светлейших церковных головах в Москве возникли надежды, что это подлинный шаг к преодолению украинского раскола? Каким образом получилось так, что Московская патриархия, епископат всерьёз рассматривали письмо человека, постоянно изрыгающего оскорбления и проклятия на Россию и Русскую церковь и призывающего к расправам с УПЦ – неотъемлемой частью Русской церкви? Почему пошли на сближение с «Филаретом» при таком ничтожном уровне раскаяния?
Остаётся предполагать: либо есть какие-то особые высшие и недоступные нам, мирянам, мотивы и чувства, либо руководство Русской церкви не всё знает о деяниях этого человека. Хотя поверить в это сложно. В любом случае нам, наученным так, что учинение раскола есть грех хуже убийства, становится неясно, почему по какому-то письму расстриги образуют внушительную комиссию и читают его напыщенную писанину перед Архиерейским собором. И невольно начинаешь думать, а, может, правы те, кто нашёптывает, мол, Денисенко, конечно, соврёт - недорого возьмёт, но, похоже, врёт он не во всём, когда намекает на свои предварительные контакты с Московской патриархией. Да ещё в обход УПЦ и Блаженнейшего Онуфрия. И даже поговаривает анафема о совместном служении под Москвой канонического русского священства с подельниками-филаретовцами и причащении с ними Христовых Тайн, что есть грубейшее нарушение Апостольских правил, за что священник или епископ извергается из сана.
Но оставим этот факт пока без комментариев. Так как версий не имеем, но зато имеем крайне неприятный осадок. Нас учили, что филаретовцы – квазицерковь, политическая структура с националистическим и криминальным духом, а тут комиссии, встречи, их называют «церковью» и «отделёнными братьями». Растерянность и сомнения в душах посеяны. И если «Филарет» хотел создать впечатление, мол, не такой уж я нелегитимный, то у него это получилось
* * *
Теперь вернёмся к пресс-конференции Денисенко. Её разбирали не раз. Но в его словах, поведении, в его ответах более ясно просматривается не только клевета и ложь (если дьявола называют отцом лжи, то псевдофиларет – его любимейший сын). Тут просматриваются и планы, намерения врагов нашей Церкви, на которые нам стоит обратить внимание.
Михаила Антоновича Денисенко мне доводилось слышать и раньше, бывать на его встречах с журналистами. На этот раз он выглядел суетливым, насторожённым. Ощущался испуг, и явно прослеживалось желание оправдаться перед «своими». Дескать, не подумайте плохого, я с Москвой не дружу. Наоборот, я их к стенке прижал, они у меня попляшут! Эдакий, без малого девяностолетний, Хлестаков в ворованном церковном облачении.
А ведь и правда, пану Денисенко есть чего бояться. Он, как и всю предыдущую жизнь, «сидит на финансовых потоках», за ним структура им незаконно рукоположенных. И если этот самый «патриарх» вдруг сбрендит и подружится с Москвой, да пойдет под омофор Московского патриарха, вся эта братва с купленными в Софрино крестами, как в сказке, «превратится в тыкву». Да за такое и убить могут. И он, Денисенко, своей «контингент» знает хорошо.
И всё же (вот как хотите, а я это почувствовал), говоря о Соборе в Москве, анафема едва скрывал радость и гордость. Ведь какой-то частью сохранившегося сознания расстрига понимает, что он никто. А тут целый Собор им озаботился. И старик радовался как тщеславный мальчишка.
В течение всей конференции Денисенко всячески подчёркивал своё «значение» для Москвы. Нет, всё-таки образ Хлестакова вспомнился не зря. Монолог из серии «однажды меня приняли за главнокомандующего» получился вполне смотрибельный.
Итак, по словам лжепатриарха, Москва жаждет с ним примирения и через американский православный епископат (самой Америки! ещё раз подчеркнул расстрига, понимая, что большинство в зале – это грантоеды или слуги заокеанских хозяев, и для них любое упоминание Америки всё сразу делает правильным и священным) установила с ним контакт. А причина такая. Москва очень хочет с ним объединиться. Но анафема, ею сгоряча провозглашённая в 1997 году, теперь им мешает («печёт», по выражению этого Хлестакова). И якобы митрополит Иларион (глава ОВЦС) так и сказал: «Напиши-ка, брат, обращение, чтоб нам поскорее снять это досадное препятствие» (с Пушкиным на дружеской ноге!). Ну и он, расстрига, будто бы ответил, ладно, пойду вам навстречу. Но требую автокефалии украинской церкви. И тут коварные москали на Соборе комиссию создали, мол, будем затягивать тебя с компанией обратно в Московский патриархат. Сообщая эту легенду, Денисенко пытливо оглядывался, слышат ли его «молодые соколы», какой он лихой, и снова повторял: я хотел автокефалию для Украины, а в Московский патриархат мы не пойдём! Что означало: братва, вы меня не так поняли. Хочу ещё пожить на свете.
Далее Денисенко поспешил заверить в том, что и не думал каяться в учинении раскола (а без такого признания говорить о присоединении к канонической церкви вообще невозможно) и снова завёл шарманку про «едыну помисну украинську церкву».
Не знаю, может, и был у него момент просветления и страха. Ведь скоро идти в вечность, в адские муки. Может, была робкая надежда снова стать христианином и избежать погибели. Бог знает. Но больше, чем ада, он явно боится своей шайки.
А потом, как уже не раз писали, последовал унылый набор штампов и вранья. О том, что никаких захватов храмов нет (репортажами об избиениях верующих забит интернет и моя лента в «Фейсбуке»), о том, что украинцы стремятся перейти в «киевский патриархат», который по мощи только немного уступает Русской церкви (в передней толпятся графы да князья!). О том что в 15 веке Русская церковь тоже получила автокефалию незаконно (это ему-то не знать, в прошлом автору книг, предстоятелю и богослову, что Русь отложилась от Константинополя, после того как Флорентийская уния сделала его неправославным). Затем прозвучало заклинание: раз есть национальная держава, обязательно должна быть национальная церковь. И на эту бредятину никто не возразил. Большинство сидящих (и слушающих зрителей) не знакомо с азами православия, и им неведомо, что в жизни как раз всё наоборот. И под омофором Русского, Иерусалимского или Антиохийского патриархов находятся церкви самых разных суверенных государств.
И заметим, когда «Филарет» говорит «николы украинська церква не повернэться до Москвы», он имеет в виду свой «киевский патриархат». И не упоминает УПЦ вообще. А когда упоминает, то с откровенной злобой. Мол, неправда, что у них центр в Киеве (Собор принял такую поправку, чтобы юридически защитить УПЦ от надвигающегося антицерковного закона), у них центр в Москве! Тут старый провокатор с угрозой повышает голос. То есть ату их! Гони Церковь Христову на Украине! И продолжая натравливать власть и уличных радикалов-штурмовиков на каноническую УПЦ, он произносит ложь о том, что наша Церковь не отпевает погибших военных в Донбассе, припоминает, как Блаженнейший Онуфрий не встал при упоминании героев АТО в Раде и якобы назвал их убийцами (этого никогда не было, есть запись слов владыки Онуфрия). И далее анафема подтверждает, что будет требовать от Рады таки принять антицерковные законы с пунктом о религиозных организациях с центром в «стране-агрессоре» и закон о насильном переименовании УПЦ в Русскую церковь.
И тут дело не в личной ненависти к Блаженнейшему Онуфрию (хотя она есть, и не может не быть – слишком высок Блаженнейший и слишком низок «Филарет», который втайне знает о своём ничтожестве). Речь о другом.
За всей этой обличительной ложью и натравливанием врагов православия на УПЦ стоит желание зачистить религиозное пространство Украины «под себя». Стать единственным представителем церковной, православной Украины в глазах властей местных и заокеанских (отодвинув также конкурентов из раскольнической УАПЦ и униатов).
Кстати, по ходу своего шоу-покаяния Денисенко сумел и лишний раз облить грязью Москву, и угодливо выступить в фарватере державной антироссийской ругани Порошенко. А уж потрафить власти «Филарет» всегда умел. Рассказывают, ещё в 60-70-х начальство требовало закрыть пять храмов, а он, старательный, закрывал десять. И когда анафема на пресс- конференции говорит, что «я з державною владою не узгоджую нияки пытання», во многом это правда. Он всегда «бежит впереди паровоза». Читает по глазам власти, что надо делать. В мерзостях – лучший, передовик. Чего стоит его комплимент нынешней киевской власти: мол, такой религиозной свободы, как на Украине, нет нигде в мире! Эх, учитесь, молодежь!
* * *
И всё же, думается, интрига затеяна была многоцелевая. Решалось несколько задач. Первая - авантюрная. А вдруг удастся не мытьём, так катанием получить хоть какую-то легитимность от Москвы. Пусть видимость. На время. Но позиции самозваного «патриахата» усилятся. Второе. Если не получится, тут же завопить на весь мир: видали, какая Москва коварная, не хочет нашей автокефалии, хоть я каялся. Но, дескать, противный Собор в Москве плюнул мне в украинскую душу. Значит, теперь все дружно – в проамериканский Константинопольский патриархат! За автокефалией родимой. Ну и заодно, как уже говорилось, хотел анафема подыграть антимосковской риторике власти. Третье. Сам факт переговоров с ним Москвы напрямую (что сегодня очень смущает многих верующих) всё же покажет, что у него не любительский кружок самозванцев, а хоть какая-то «церковь». И это во многом ему удалось.
Сейчас на время прервём перечисление замыслов злейшего врага нашей Церкви пана Денисенко и скажем несколько слов о новом письме анафемы и об особых наших смущениях.
С письмом, появившимся в информационном пространстве 11 декабря, похоже, всё ясно. Ястребы «киевского патриархата», видимо, так запугали старого грешника, что для спасения своей шкуры он пошёл на привычный подлог. Подписал (тем же 16 ноября!) письмо к предстоятелю Русской православной церкви заграницей, где уже именует себя «патриархом киевским и всея Украины» и демонстрирует ещё усерднее отсутствие покаяния. Кроме того, он требует автокефалии для Украинской православной церкви, хотя его контора называется иначе. А требовать автокефалии для нашей Церкви он не может, ибо к ней не принадлежит. В общем, белиберда, написанная со страху.
* * *
Теперь о более серьёзном. О смущениях.
Здесь уже говорилось, что Денисенко заявил на встрече с журналистами, будто бы его «протоиереи» Борис Табачек и Богдан Згоба служили в воскресенье, 12 ноября, литургию в одном из подмосковных храмов Московского патриархата совместно с его настоятелем. Таким образом, если это правда, впервые за двадцать пять лет имело место евхаристическое общение клириков РПЦ и «УПЦ КП» на территории России. Денисенко не раскрыл, о каком именно храме идёт речь. Но предполагают, что богослужение имело место на подворье РПЦЗ МП в Истринском районе Московской области. То есть произошло вопиющее нарушение канонов. Восстановление евхаристического общения без покаяния (о котором мечтал «Филарет») невозможно. Это означает, давать святыню псам. И пусть анафема врёт, и всё выдумка. Но почему-то саднит мысль о том, что некий прямой и не вполне каноничный сигнал из Москвы всё же был (ведь видно же, нет покаяния!). Но тогда и беззаконная совместная литургия не кажется, совсем невозможной. Ведь официально из Москвы не опровергли факт совместного служения. А В.Р. Легойда на следующий день после пресс-конференции «Филарета», где анафема проклинал Москву, говорит от имени Церкви, что диалог возможен.
То есть получается, мы, верующие Украины, раньше думали, что не идём ни под каким видом на сближение с негодяями-раскольниками. А теперь вроде оказывается, что с ними ведут диалог. Но тогда призыв анафемы Денисенко к народу Украины «бросайте московских попов и идите к нам, патриотам» становится не таким уж нелогичным. Появился призрак законности самозванцев. И последствия этого даже страшно вообразить.
Но почему верится и незаконному причащению, и тому, что в Риге или Вильнюсе, действительно, собираются с раскольниками общаться? Да потому, что нет точного и твёрдого осуждения украинского раскола в нынешнем его виде. Потому что было впечатление, что словам анафемы поверили. А ведь Московский патриарх для нас, на Украине, всегда был нашей надеждой. «Наш Патриарх Кирилл!» – скандировали мы в Печерской лавре ещё пять лет назад. А избиваемые ныне пожилые прихожанки Западной Украины ещё вчера были готовы умирать за верность Московскому патриархату. А тут слышим: «отделённые братья», «церковью» называют. Хотя нас учили, что Церковь одна. И тогда начинает пахнуть, решусь написать это слово, предательством.
Мы, миряне, понимаем, что на Украине на Церковь идут гонения и нужны какие-то уступки и сглаживание углов. Но где предел компромиссов? А, может быть, уступки, местами нарочитая украинизация Церкви, вольготное присутствие в епископате УПЦ откровенных хулителей патриарха Кирилла и «самостийныков» и нынешнее общение с раскольниками «киевского патриархата» и станут причиной гнева Божия? Впрочем, это лишь предположения.
* * *
Но вернёмся к замыслам врага и подводным течениям. Кто ещё стоит за мутными филаретовскими делами? Наверное, те, кому они выгодны. Те, кто по своей сути не могут не быть причастны к происходящему. Так как тоже имеют свои виды на нашу землю.
Это, конечно, американский сюзерен Украины, которому нужно окончательное и бесповоротное отделение нашей страны от России. И вовлечение в число отделившихся от России верующих православных христиан (наиболее морально стойкой части населения) было бы очередной победой американских хозяев. Безусловно, замешан и Ватикан. Не раз об этом приходилось писать, но повторюсь. Переподчинение православных Украины, через раскол, Константинополю – лишь промежуточный этап. Проамериканский патриарх Варфоломей сам давно готов лечь под папу. И теперь готовится почва, чтобы с ним вместе легла под Ватикан и некогда православная Украина. Ещё среди врагов имеется так называемая мировая закулиса, теневые силы планеты (а такие, несомненно, есть, хоть нас призывают не впадать в конспирологию). Эти силы, продвигающие мировой Содом и «европейские ценности», заинтересованы в существовании фейковых православных «церквей», которые Христа не знают и не знали, и потому будут венчать не только гомосексуалистов, а и крупный рогатый скот, если прикажут и заплатят. Есть ещё один выгодополучатель, но о нём скажем уже в самом конце.
Итак, что мы имеет в остатке? Планы врага проявились. Лжефиларет дал понять, что его политика неизменна («будем идти тем же шляхом, что и двадцать пять лет»). Давление на каноническую церковь явно будет нарастать. Анафема пообещал и дальше служить украинской державе. Заметим, не Богу (и это, может, единственная чистая правда), а державе в лице Порошенко и Гройсмана. Возможно, Гройсмана даже канонизируют.
Никакого покаяния нет и, очевидно, не было.
Ясно, что «киевский патриархат» будет стремиться стать «церковью всех украинцев», и это, пожалуй, было главным двигателем шоу с покаянием, в которое, к сожалению, поверили. Во всяком случае, на уловку откликнулись. Опять будут силами Денисенко и раскольников продвигаться в Раде законы, которые направлены исключительно против УПЦ (главного ненавистного конкурента, которого анафема хочет уничтожить, а всех остальных он легко обойдёт).
Жаль, что комедия с покаянием привлекла столько внимания к расстриге, и все, кто этому способствовал, на мой взгляд, совершили ошибку.
Словом, Денисенко сделал воровскую попытку: а) выцыганить незаконную автокефалию под себя, в обход УПЦ, и в будущем стать со своей бригадой основой «помисной церквы»; б) остаться и укрепиться возле финансовых источников; в) ещё раз оплевать каноническую УПЦ и замазать собой Московскую патриархию с её предстоятелем; г) показать власти, что у него самая верная «патриотичная» и почти уже признанная церковь.
Что и в какой мере удалось, судить не берусь. Но то, что многое получилось, очевидно.
И, наконец, о главном выгодополучателе. За всяким расколом и враждебным разделением стоит лукавый. Диавол. Враг Бога. Его цель – вечная погибель как можно большего количества людей. И чем больше в данном случае граждан Украины вместо Церкви Христа окажется в бутафорских структурах, где прославляют не Бога, а убийц, тем большим будет улов врага рода человеческого. Именно в эту вечную погибель идёт сам и хочет повести за собой нераскаянный сын отца лжи – анафема Мишка Денисенко со своей преступной группировкой.
Андрей Саенко