448г. Один из участников византийского посольства к вождю гуннов Аттиле Приск рассказывает, что на пути к ставке посольство останавливалось на отдых в «деревнях», жители которых поили послов вместо вина питьем, называемым по-туземному
«медос», то есть славянский мед. К сожалению,Приск ничего не говорит об этнической принадлежности гостеприимных и хлебосольных жителей «деревень», но этот из его сочинения можно сопоставить с более поздним известием Прокопия Кесарийского о том, что войска ромеев переправлялись через Дунай, чтобы поджечь «деревни» славян и разорить их «поля».
Другое слово донес до нас Иордан. Он рассказывает, что после смерти Аттилы его труп был выставлен посреди степи в шатре, и всадники, объезжая его кругом, устраивали нечто вроде ристаний, оплакивая его в погребальных песнопениях, в которых превозносили подвиги покойного. «После того как он был оплакан такими рыданиями, - пишет Иордан. - они устраивают наверху его кургана великое пиршество, которое они сами называют
«страва», и, сочетая всебе поочередно противоположное, выражают похоронную скорбь, смешанную с радостью, и ночью труп, тайно скрытый в земле, окружают покровами — первый из золота, второй из серебра, третий из прочного железа...И, чтобы такие богатства были сохранены от человеческого любопытства, они, вознаградив гнусностью, уничтожили предназначенных для этого дела, и мгновенная смерть с погребенным, последовала для погребавших» Иордан прав лишь отчасти, приписывая убийство устроителей могилы Аттилы стремлению гуннов скрыть место погребения своего предводителя. Точнее, перед нами — древний обычай убийства слуг вождя для сопровождения его в загробный мир. Например, Менанд под 576г. Сообщает, что в день погребения правителя Западного Тюркского каганата Дизабула были убиты кони умершего и четверо пленных (гуннов), которых как бы послали в загробный мир к усопшему, чтобы рассказать ему о совершенной в его честь тризне. Как часть похоронного ритуала для знати, этот обычайзафиксирован также и русов еще в начале X в. Несмотря на то что описание похорон Аттилы имеет
этнографические параллели в погребальных обрядах не только кочевников, но и вообще многих народов древности, термин
«страва» (strava) в смысле «погребальное пиршество, поминки» известен только в славянских языках. Так, в польском и чешском он имеет значение «пища». Возможно, гунны заимствовали его у славян вместе с какими то чертами, обогатившими их собственный обряд.
Материал взят из книги С.Э. Цветкова Русская история Кн.1
http://gsumrak.ucoz.ru/forum/2-31-1