Последние темы | » C Крещением автор Админ. Ср Янв 19, 2022 6:22 am
» Рождество Христово 2022 автор Админ. Пт Янв 07, 2022 8:36 am
» Новый год 2022 автор Админ. Сб Янв 01, 2022 8:32 am
» 2021 автор Админ. Пт Дек 31, 2021 6:28 pm
» Троица автор Админ. Вс Июн 20, 2021 4:56 am
» День Победы! автор Админ. Вс Май 09, 2021 6:10 am
» ПАСХА_2021 автор Админ. Вс Май 02, 2021 5:29 am
» ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ПРАВОСЛАВНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ автор Админ. Вс Апр 25, 2021 6:17 am
» Прощеное Воскресенье автор Админ. Вс Мар 14, 2021 5:57 am
» 8 марта. автор Админ. Пн Мар 08, 2021 7:18 am
|
|
| Человек это образ Божий. | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Человек это образ Божий. Пн Дек 16, 2013 10:11 pm | |
| Человек это образ Божий. Всякий ли человек кстати? И разбойник справа от Христа и слева тоже? Слева он тоже образ Божий? Или не так? Если не так, то чей образ человек слева? Человек ли он при этом? Бог Вседержитель и значит всё в воле Его продолжается. Тогда почему и для чего эти нам вопросы? | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Человек это образ Божий. Пн Дек 16, 2013 10:31 pm | |
| А нам ли эти вопросы? И не в подписи ли под Вашим постом Господь дает ответ? |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Человек это образ Божий. Вт Дек 17, 2013 3:43 am | |
| В этом форуме не об осуждении того или иного участника речь устроена. Если с кем-то не согласны, то выставляйте свои аргументы, своё видение, свои суждения. Попытки говорить с позиции "сам дурак" жёстко пресекаются. Ищите иные площадки таких развлечений. Если что-то не поняли, то согласен ответить. Но не очень долго и часто. Итак слушаю. | |
| | | Админ. Администратор
Сообщения : 11485 Дата регистрации : 2011-03-04 Возраст : 69 Откуда : Ярославль
| Тема: Re: Человек это образ Божий. Вт Дек 17, 2013 6:29 am | |
| Анатолий прав, Александр! | |
| | | Админ. Администратор
Сообщения : 11485 Дата регистрации : 2011-03-04 Возраст : 69 Откуда : Ярославль
| Тема: Re: Человек это образ Божий. Вт Дек 17, 2013 6:31 am | |
| Анатолий, по моему мнению, в каждом человеке -что то слева, что справа. Человека нельзя разарвать на части...все его...все образ божий. Кто победит, какая половина...этой вопрос всей жизни. Но изначально, все Божье.. Я так понимаю, извините | |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Человек это образ Божий. Вт Дек 17, 2013 6:55 am | |
| - Админ пишет:
- по моему мнению, в каждом человеке -что то слева, что справа
Безусловно так. Но. Не таким нас (слева) создавал Бог. А значит нам надо научиться это наше "слева" отделять от нашего "справа". Собственно и жизнь эта плотская нам дана для этой цели. | |
| | | Админ. Администратор
Сообщения : 11485 Дата регистрации : 2011-03-04 Возраст : 69 Откуда : Ярославль
| Тема: Re: Человек это образ Божий. Вт Дек 17, 2013 7:13 am | |
| Анатолий, но сам то человек не может иногда понять, где у него какое направление. Не все так сильны...нужна опора...Бог...наставник...учитель. Считанные единицы могут САМИ! | |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Человек это образ Божий. Вт Дек 17, 2013 7:17 am | |
| - Админ пишет:
- но сам то человек не может иногда понять, где у него какое направление. Не все так сильны...нужна опора...Бог...наставник...учитель. Считанные единицы могут САМИ!
Сами мы ничего не можем. | |
| | | Админ. Администратор
Сообщения : 11485 Дата регистрации : 2011-03-04 Возраст : 69 Откуда : Ярославль
| Тема: Re: Человек это образ Божий. Вт Дек 17, 2013 7:23 am | |
| Немного поспорю, Анатолий. Возьмем пример Св. князь Александр Невский. В его время его поступки были расценены неоднозначно (да и сейчас много критиков)...он ВСЕ взял на себя...ему было тяжело...родные не видели выхода. Теперь через глубину веков видно, он оказался ПРАВ! Разве это не выбор стороны...может бы сейчас и не рассуждали в России о православии, которое бы с тех страшных времен сошло на нет. | |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Человек это образ Божий. Вт Дек 17, 2013 7:27 am | |
| Со мной конечно можно поспорить. Но со Христом вряд ли. "без Меня не можете делать ничего." (Ин. 15:5) | |
| | | Админ. Администратор
Сообщения : 11485 Дата регистрации : 2011-03-04 Возраст : 69 Откуда : Ярославль
| Тема: Re: Человек это образ Божий. Вт Дек 17, 2013 8:30 am | |
| Но разве Бог не вел Александра? А он делал... | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Человек это образ Божий. Вт Дек 17, 2013 9:58 am | |
| - Афанасий пишет:
- Со мной конечно можно поспорить. Но со Христом вряд ли.
"без Меня не можете делать ничего." (Ин. 15:5) Вы меня простите, Афанасий, немного не так думается вы понимаете эти слова Христа. Попробую вкратце, сложновато, но надеюсь правильно поймёте ход моей мысли. Создан человек из праха земного. Господь вдохнул в него Дух Жизни. Когда Дух отойдёт к Господу, человек снова превратиться в прах. Дух животворит, именно Дух Господа сделал из человека душу живую, плоть уйдёт в землю, душа будет жить вечно, вот только где? Если душа соблюдала заповеди Господа, то это шанс на спасение, если не соблюдала, то тьма внешняя. Потому и не может человек ничего делать без Бога, так как мясо не ходит. Почему Святые учат стяжать благодать Духа Святого? Да потому что в Нём спасение. По делам своим будет судиться человек. Делает добро, значит дела его в Боге сделаны, делает противное, нет в нём Бога, другой дух движет человеком. Нельзя творить зло, так как это зло разрушает самого человека. Сам себя человек или губит или спасает. Господь помогает, враг уводит от Истины, как правило враг преуспевает, так как люди стали себялюбивы, обидчивы, высокомерны, а это мерзость для Христа. Мне и подумать страшно, что бы случилось, обидься Христос на нас? Слава Богу, что Господь постоянен в добре. Помоги вам Господь, Афанасий. 26. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.(Св. Евангелие от Иоанна 5:26) |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Человек это образ Божий. Вт Дек 17, 2013 11:56 am | |
| - Админ пишет:
- Но разве Бог не вел Александра? А он делал...
Не всё так прямолинейно в нашей жизни, как мы бы этого хотели. Если посмотреть жития святых, то увидим, что они обычно не святыми рождались. Да и Христос не случайно говорит нам: "Я есмь путь..." Так и с Александром. Где-то вёл, а где-то попускал. И так и со всеми нами происходит. И сейчас и прежде. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Человек это образ Божий. Вт Дек 17, 2013 1:46 pm | |
| - Ирина пишет:
- в поддержку Афанасия:
кабы знать еще ,что Богом ведОм в данный момент ,а не кем-то еще. А то можно таааааак забрести - мало потом не будет.... Так ведь для этого у нас есть Бог Слово Иисус Христос. Сверяем своё с Его и получаем Истину. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Человек это образ Божий. Вт Дек 17, 2013 2:55 pm | |
| Митрополит Сурожский Антоний. Таинство любви. Беседа о христианском браке http://www.mitras.ru/lub.htm - Цитата :
... Знаете, каждый из нас представляет собой икону, образ Божий, но мы не умеем этого помнить и не умеем соответственно относиться друг к другу. Если бы только мы могли вспомнить, что перед нами икона, святыня!.. Это совсем не значит, что такая икона во всех отношениях прекрасна. Мы все знаем, что порой случается с картиной великого мастера, или с иконой, или с любым произведением искусства, с любой формой красоты: любая красота может быть изуродована - небрежность, обстоятельства, злоба могут изуродовать самый прекрасный предмет. Но когда перед нами произведение великого мастера, картина, которая была отчасти изуродована, осквернена, мы можем в ней увидеть либо испорченность, либо сохранившуюся красоту. Если мы смотрим на эту картину, на любое произведение искусства глазами изумленной любви, то видим прекрасное, а об остальном можем горевать, плакать. И мы можем решить, порой, всю жизнь отдать на то, чтобы все поврежденное в этом образе, в этой картине, в этом произведении искусства - восстановить. Это дело любви: посмотреть на человека и одновременно и увидеть в нем его неотъемлемую красоту - и ужаснуться тому, что жизнь сделала из него, совершила над ним. ...
|
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Человек это образ Божий. Вт Дек 17, 2013 3:12 pm | |
| Да Ольга. Прав митрополит. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Человек это образ Божий. Вт Дек 17, 2013 6:23 pm | |
| - Админ. пишет:
- Анатолий прав, Александр!
Подпись Афанасия все читали. Человек создан по образу и подобию, кто-то может в этом сомневаться, это его право. А я дабы не накалять обстановку откланиваюсь. Прошу у всех прщения. |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Человек это образ Божий. Вт Дек 17, 2013 6:25 pm | |
| | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Человек это образ Божий. Ср Дек 18, 2013 11:20 am | |
| Александр, очень жаль, что Вы ушли, надеюсь, еще вернетесь. Форум для того и создан, чтобы думать, рассуждать, узнавать что-то новое о уже, казалось бы, знакомом. Вопрос об образе и подобии человека Богу очень интересный. Доктор богословия, профессор протоиерей Ливерий Воронов. Догматическое богословие. 5. Образ и подобие Божие http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/voronov_dogmaticheskoe_bogoslovie_06-all.shtml - Спойлер:
Часто обращали и обращают внимание на то, что в 26-м стихе 1-й главы Книги Бытия говорится о намерении Бога сотворить человека по образу и подобию Божию, тогда как в стихе 27-м той же главы сказано лишь о сотворении по образу Божию: 1, 26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему («бецалмену») и по подобию Нашему («бидмутену»)…» 1, 27: «И сотворил Бог человека по образу Своему («бецалмо»), по образу Божию («бецелем Элогим») сотворил его…»
Так, святитель Василий Великий рассуждает: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию»… Это волеизъявление содержит два элемента: «по образу» и «по подобию». Но созидание содержит только один элемент… ведь здесь (то есть в стихе 27-м) Он сказал «по образу», но не сказал «по подобию»…
Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волей приобретаем мы бытие по подобию Божиему…
Если бы Господь, создавая нас, не сказал предопределительно: «Сотворим» и «по подобию», если бы нам не была дарована возможность стать «по подобию», то своими собственными силами мы бы не стяжали подобия Божия. Но в том-то и дело, что Он сотворил нас способными уподобляться Богу. Одарив нас способностью уподобляться Богу, Он предоставил нам самим быть тружениками в уподоблении Богу, чтобы мы получили за (этот) труд вознаграждение…
«По образу» я обладаю бытием существа разумного, «по подобию» же я делаюсь, становясь христианином…
Если ты станешь врагом зла, забудешь прошлые обиды и вражду, если будешь любить своих братьев и сочувствовать им, то уподобишься Богу. Если от всего сердца простишь врагу своему, то уподобишься Богу. Если ты относишься к брату, погрешившему против тебя, так же, как Бог относится к тебе, грешнику, ты своим состраданием к ближнему уподобляешься Богу…
Что такое христианство?
Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой. Если ты по милости Божией решил быть христианином, торопись стать подобным Богу, облекись во Христа» [28].
Подобно святителю Василию, отличает «образ» от «подобия» святой Иоанн Дамаскин: «Выражение "по образу", — пишет он, — обозначает разум и свободу воли; выражение же "по подобию" — уподобление Богу чрез доброделание, насколько это возможно» [29].
Однако такое различение не является общим для святых Отцов. «Святой Афанасий, — замечает профессор архимандрит Киприан (Керн), — по-видимому, не делает различия между образом и подобием» [30]. Кирилл Александрийский не одобряет этого различия, считая оба слова имеющими одно значение [31].
По мнению митрополита Филарета (Дроздова), «образ и подобие Божие не нужно изъяснять как две различные между собой вещи: потому что в слове Божием часто употребляется одно из этих слов в том же значении, как и оба вместе» [32]. Митрополит Филарет ссылается на следующие места Священного Писания: Быт. 1, 26, 27; 5, 1; 9, 6; Иак. 3, 9; Кол. 3, 10.
Быт. 5, 1: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию («бидмут Элогим») Божию создал его…»
Однако 70 толковников перевели это место так: κατ' εικόνα Θεοΰ έποίησεν αυτόν. В соответствии с этим сделан и славянский перевод: по образу Божию сотвори его.
Быт. 9, 6: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию («бецелем Элогим»)» — δτι έν εικόνα Θεοΰ έποίησα τον ανθρωπον. В славянском переводе: «Во образ Божий сотворих человека».
Иак. 3, 9: «им (языком) благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию(καθ όμοίωσιν Θεοΰ)». яже взят бых, на еже по подобию возведи, древнею добротою возобразитися».
Итак, между понятиями «образ» (είκών, imago) и «подобие» (όμοίωσις, similitudo) существует тесная связь, благодаря которой в целом ряде текстов как Ветхого, так и Нового Завета можно заменять одно слово другим, не нарушая смысла.
Неупоминание же о подобии Божием в Быт. 1, 27, на которое, в целях нравственного назидания и побуждения к усовершенствованию, обращает внимание слушателей святитель Василий Великий, имеет свое значение для подчеркивания оттенков смысла двуединого понятия: «богообразность — богоподобие». «Образ» напоминает преимущественно о даре Божием человеку, «подобие» — о духовно-нравственной обязанности человека хранить этот дар и содействовать его просиянию.
* * *
Нет возможности из самого библейского текста со всей бесспорностью определить, что именно в книгах Священного Писания подразумевается под образом Божиим в человеке. Поэтому отцы и учители Церкви по-разному отвечали на этот вопрос. «Следует напомнить, что в древнейшее время усматривали образ Божий в одной какой-то способности человека, тогда как со временем церковные писатели готовы под образом Божиим понимать совокупность духовных дарований или способностей, да и вообще в это библейское выражение вкладывали все больший и больший объем содержания» [34].
В большинстве случаев они относили понятие образа Божия к человеческой душе с ее духовной природой и отличающими ее свойствами: разумностью, нравственной свободой и бессмертием. Некоторые же из отцов Церкви, например, святитель Григорий Богослов и святой Иоанн Дамаскин, «образом Божиим прямо называли душу человеческую, и, наоборот, душой — образ Божий, чем ясно высказывали убеждение, что образ Божий составляет самую природу души человеческой» [35].
«Ряд писателей Церкви усматривали образ Божий в способности творить. Бог-Творец отпечатлел на Своем создании и богоподобную способность творчества. Блаженный Феодорит говорит: «Человек, по подобию сотворившего его Бога, строит дома, города, корабли, делает изображения и изваяния… Бог создает и из не сущего, притом без труда и мгновенно, а человеку для его творчества нужны: вещество, орудия, и размышление, и время, и труд… Но и так создавая, человек уподобляется несколько Творцу, как образ Первообразу» [36]. Те же мысли встречаем у святителя Анастасия Синаита, святого Иоанна Дамаскина и святителя Фотия, патриарха Константинопольского.
Подытоживая размышления многих святых Отцов о богообразности души человеческой (о ее духовности, бессмертии, способности к совершенствованию и богоуподоблению, к стяжанию святости, о ее разумности и призванию к творчеству), митрополит Николай (Ярушевич) говорит: «Бог наш, в которого мы веруем, — вечен. Он не знает ни начала, ни конца Своему бытию. И хотя наша душа имеет свое начало, но она не знает смерти, она бессмертна. Бог наш есть Бог всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества: человек — хозяин природы, он владеет многими из тайн природы, он покоряет себе воздух и другие стихии. Бог есть Дух вездесущий, а человеку дана мысль, способная в мгновение переносить его в самые отдаленные концы земли. Духом мы бываем со своими близкими, разделенными от нас далеким пространством. Бог есть Дух всеведущий. Разум человека имеет печать этого Божия свойства. Он может охватывать неисчислимые массы знаний; память человека хранит в нем эти знания. Бог есть Дух всесвятой. И человек с помощью благодати Божией имеет силу достигать вершин святости» [37].
* * *
В Новом Завете понятие об образе Божием ставится в прямую связь с христологией и сотериологией. Истинный Образ Божий есть Христос. Он есть «образ Бога невидимого» δς έστιν εικων τοΰ Θεοΰ τοΰ αοράτου (2 Кор. 4, 4; Кол. 1, 15); «сияние славы и образ ипостаси Его» ός ών οπαυγασμα τής δόξης καί χαρακτήρ τής υποστάσεως αύτοΰ (Евр. 1:3). Имея это в виду, можно сказать, что богообразность есть христообразность.
В общении со Христом человек восстанавливает в себе образ Божий, помраченный грехом.
«Отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие… совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании, по образу Создавшего его» (Кол. 3, 8–10).
«Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15, 49).
«Возлюбленные, — говорит святой апостол Иоанн Богослов, — мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» όμοιοι αύτω έσόμεθα (1 Ин. 3, 2).
В духе этих апостольских наставлений говорит о богообразности и богоподобии человека святитель Ириней, епископ Лионский: «Слово Божие сделалось человеком, уподобляя Себя человеку и человека Себе Самому, дабы чрез подобие с Сыном человек стал драгоценен для Отца. Ибо, хотя в прежние времена было сказано, что человек создан по образу Божию, но это не было показано (самым делом), ибо еще было невидимо Слово, по образу Которого создан человек. Поэтому он и легко утратил подобие. Когда же Слово Божие сделалось плотию, Оно подтвердило то и другое, ибо и истинно показало образ, Само сделавшись тем, что было Его образом, и прочно восстановило подобие, делая человека чрез видимое Слово со-подобным невидимому Отцу» [37a].
Наконец, некоторые святые Отцы усматривали в богообразности человека отображение всей Живоначальной Троицы. Блаженный Феодорит писал: «Иной найдет в душе человеческой и другое еще, более точное подобие… ум рождает слово; со словом же исходит дыхание, не рождаемое подобно слову, но всегда сопровождающее слово, исходящее вместе с рождаемым словом. Впрочем, в человеке это бывает только в образе, а потому слово и дыхание его не самостоятельны. Во Святой же Троице разумеем Три Ипостаси, и неслитно соединенные и самостоятельные» [38].
О том, что человек в своей духовной структуре и жизни отображает внутритроичную жизнь Божества, говорили также святой Иоанн Дамаскин и святой Патриарх Фотий [39].
28. Св. Василий Кесарийский. Беседа первая о сотворении человека по образу // ЖМП. — 1972, № 1. — С. 36–37^. 29. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 12^. 30. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. — Париж. — С. 142^. 31. Бронзов А. Примечание // Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры Кн. 2. — СПб, 1894. — С. 68^. 32. Филарет (Дроздов), митрополит. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сея книги на русское наречие Ч. 1. — М., 1867. — С. 21^. 33. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. — С. 147. 34. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. — С. 353^. 35. Епископ Сильвестр. Опыт Православного догматического богословия. Т. 3. — Киев, 1885. — С. 258^. 36. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. — С. 355^. 37. Митрополит Николай (Ярушевич). Слово «Душа» // Слова речи послания: 1941–1946. — С. 47–48^. 37a. Свт Ириней Лионский. Против ересей Кн. 5 С. 2^. 38. Блж. Феодорит. Вопросы к Книге Бытия. С. 20^. 39. Архимандрит Киприан (Керн) Антропология святителя Григория Паламы — С. 355^.
|
| | | | Человек это образ Божий. | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |