Странник
Странник
Странник
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Странник

ПРАВОСЛАВНЫЙ ФОРУМ
 
ФорумПорталПоследние изображенияРегистрацияВход
Последние темы
» C Крещением
Исихазм и Григорий Палама. Icon_minitime1автор Админ. Ср Янв 19, 2022 6:22 am

» Рождество Христово 2022
Исихазм и Григорий Палама. Icon_minitime1автор Админ. Пт Янв 07, 2022 8:36 am

» Новый год 2022
Исихазм и Григорий Палама. Icon_minitime1автор Админ. Сб Янв 01, 2022 8:32 am

» 2021
Исихазм и Григорий Палама. Icon_minitime1автор Админ. Пт Дек 31, 2021 6:28 pm

» Троица
Исихазм и Григорий Палама. Icon_minitime1автор Админ. Вс Июн 20, 2021 4:56 am

» День Победы!
Исихазм и Григорий Палама. Icon_minitime1автор Админ. Вс Май 09, 2021 6:10 am

» ПАСХА_2021
Исихазм и Григорий Палама. Icon_minitime1автор Админ. Вс Май 02, 2021 5:29 am

» ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ПРАВОСЛАВНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ
Исихазм и Григорий Палама. Icon_minitime1автор Админ. Вс Апр 25, 2021 6:17 am

» Прощеное Воскресенье
Исихазм и Григорий Палама. Icon_minitime1автор Админ. Вс Мар 14, 2021 5:57 am

» 8 марта.
Исихазм и Григорий Палама. Icon_minitime1автор Админ. Пн Мар 08, 2021 7:18 am

Православный календарь



 

 Исихазм и Григорий Палама.

Перейти вниз 
АвторСообщение
Афанасий

Афанасий


Сообщения : 4655
Дата регистрации : 2011-03-25
Возраст : 78
Откуда : Москва

Исихазм и Григорий Палама. Empty
СообщениеТема: Исихазм и Григорий Палама.   Исихазм и Григорий Палама. Icon_minitime1Вс Мар 31, 2013 7:10 am

Алексей Князев. «Победа священнобезмолствующих», или «Остановленный Ренессанс».

Жизнь монаха-исихаста определялась внутренней молитвой, «умным деланием», стремлением
к «обожению». Когда отшельническое монашество привлекло в свою среду образованных греков, воспитанных на идеях неоплатонизма, толкование отшельничества расширилось за счет включения небиблейских элементов, а именно – противопоставления материи и духа.

Вторым более узким значением термина «исихазм» является особый метод «непрестанной молитвы»
в среде византийского монашества в XIII–XIV веках. «Непрестанная молитва»,
«молитва Иисусова» – есть постоянное обращение ко Христу, Чье имя должно, по словам Иоанна Лествичника, «прилепиться к дыханию».


В исторической литературе встречается мнение, что в широкий обиход афонского
монашества он был введен преподобным Григорием Синаитом, хотя, в действительности исихазм, в смысле духовно-телесного метода молитвы был известен на Афоне уже с конца XIII века.

Наконец, в науке встречается и четвертый смысл вышеозначенного термина – это «политический
исихазм», то есть социальная, культурная и политическая программа, проводимая в XIV веке византийскими деятелями (в первую очередь, императором Иоанном Кантакузином и Константинопольским патриархом Филофеем Коккиным) и широко распространившая свое влияние в славянских странах. Несомненна связь между этим движением и победой святителя Григория Паламы на Соборах 1341, 1347 и 1351 годов.

***
Приблизительно до 20-летнего возраста Григорий изучал светские науки, но около 1316 года
твердо решил следовать монашескому призванию. Напрасно император предлагал ему
блестящую карьеру. Вместе с ним приняли постриг мать, сестры и многие из слуг.
Сам Григорий с двумя братьями отправился на Афон. Здесь будущий святитель 20 лет жил строгой монашеской жизнью.

Братья прожили три года вблизи Ватопедского монастыря под руководством безмолвника
Никодима. Но после преждевременной смерти их младшего брата Феодосия, а затем и Никодима, Григорий и второй его брат Макарий, поселились в Великой лавре святителя Афанасия. Три года спустя Григорий удалился на пустынножительство в скит Глоссию. Но из-за постоянных набегов турецких пиратов он решил идти в Святую Землю.

Около 1326 года Григорий был рукоположен во пресвитера и основал скит недалеко от Верии,
где в течение пяти лет вел крайне строгую подвижническую жизнь. Пять дней недели он жил в совершенном одиночестве, по субботам и воскресеньям присоединяясь к братии для совершения литургии. Это пребывание в Верии было нарушено только одной поездкой в Константинополь, когда умерла его мать. Возвращаясь, он привез с собой двух своих сестер и поселил их в верийских монастырях. Около 1331 года Григорий вернулся на Афон и стал жить недалеко от лавры в скиту святого Саввы. [url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=[url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=[url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=В 133]В 133][url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=В 133]В 133[/url][/url]][url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=[url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=В 133]В 133[/url]][url=http://jesuschrist.ru/bible/?q=В 133]В 133[/url][/url][/url][/url]5 году он был назначен афонскими властями игуменом большого монастыря Есфигмену.
Но реформаторская ревность молодого игумена вызвала столкновение с монахами. И Григорий вернулся в свою келью, где его ждали новые заботы.

Первоначальное образование Варлаам получил в Италии, где уже бродил дух Ренессанса. Те
гуманистические круги, к которым он принадлежал, пытались освободиться от интеллектуальной дисциплины средневековья, воплощением которой была богословская школа Фомы Аквинского. К восточному богословию его привлек как раз его «апофатизм» – постоянное утверждение непознаваемости Бога. Не случайно поэтому он с таким усердием стал комментировать Дионисия Ареопагита. В его трудах Варлаам нашел, как ему казалось, метафизическое основание для
воссоединения Церквей: поскольку Бог непознаваем, зачем продолжать споры об исхождении Святого Духа?

Узнав, что его критик принадлежит к кругу исихастов, Варлаам, попытался поближе узнать это
учение. Некоторое время он делил жизнь с безмолвниками в скитах Фессалоник и Константинополя. Это было сильнейшим шоком для его гуманистической психологии, проникнутой платоническим спиритуализмом.

Калабрийский философ отождествил монахов-безмолвников с еретиками-мессалианами, или
«богомилами», процветавшими тогда на Балканах и практиковавшими психосоматические методы молитвы. Он направил против исихастов целый ряд полемических трактатов, в которых, развивал свое учение о богопознании, свою концепцию молитвы и мистики.

Признание Церковью богословия Григория Паламы прошло через несколько стадий. Первым
документом, изданным против Варлаама, был «Святогорский томос», составленный самим Паламой и подписанный в 1341 году игуменами и монахами Святой горы. Таким образом, все афонское монашество восстало против учения Варлаама и признало в Григории своего авторитетного выразителя. В томосе, как и в «Триадах» христианская мистика включена Паламой в Божественный замысел спасения. Бог стал действительно видимым, поскольку царство будущего века уже реально
предвосхищается в Церкви.

Монах
болгарского происхождения Акиндин, бывший ученик Паламы на Афоне, занял по
отношению к участникам спора двусмысленную позицию. Он хотел играть роль
арбитра, отказываясь ставить вопрос во всей его полноте. В действительности он
принадлежал к группе «формальных» консерваторов, полагавших, что любые проблемы
можно разрешить простым повторением старых формул и противившихся богословию
«энергий». В августе 1341 года Акиндин был также осужден. Он согласился
подписать покаяние, и потому его имя не упоминается в соборных постановлениях.
Но борьба двух политических кланов вызвала его возвращение на сцену.


В августе 1341 года Кантакузин был отрешен от должности в результате неожиданного переворота
под руководством великого дуки. Он восстал против императорского двора, свыше пяти лет вел гражданскую войну против правительства Анны и, в конце концов, занял императорский трон. Святитель Григорий осудил переворот и остался лояльным императрице Анне, но отказался следовать политике патриарха. Весной 1343 года по причинам чисто политическим патриарх велел арестовать Григория,
обвиняя его в ереси. По поручению патриарха Акиндин издал опровержение учения Паламы, на которое тот незамедлительно ответил из тюремной камеры.

На следующий день Кантакузин вошел в столицу и затем председательствовал на нескольких
Соборах, поддержавших богословие Григория Паламы. В мае 1347 года учитель исихазма был хиротонисан во архиепископа Фессалоникийского.



В XIV веке в Фессалониках происходила настоящая социальная революция. Город очень дорожил
определенной независимостью, добытой благодаря восстанию. Поэтому архиепископ,
назначенный центральной константинопольской властью, был принят не сразу.
Однако святитель сумел покорить жителей Фессалоник. Последние годы Григория
отмечены неожиданным эпизодом. Во время плавания в Константинополь галера, на
которой он плыл, была захвачена турками. Почти год ему пришлось прожить в
плену. Здесь он встретился с необычайной веротерпимостью. Он дружески спорил с
сыном эмира Орхана и даже надеялся, что «вскоре настанет день, когда мы сможем понять друг друга».

***
Исход этого спора определил дальнейшую историю Восточной Церкви. Останься она пассивной
перед наступающим гуманизмом, и он привел бы византийский мир к такому же
кризису, какой поразил христианский Запад, то есть к Ренессансу, неоязычеству и
церковной реформации. В более узком смысле, применительно к историческим
судьбам православной ойкумены, победа «паламизма» на века определила
богослужебный и аскетический уклад православных стран и, в частности,
Северо-Восточной Руси. Под знаком этой победы стали возможны и подвиги
преподобного Сергия Радонежского, и расцвет монашеской жизни, и учение о
нестяжательности преподобного Нила Сорского. А без этого, в свою очередь, был
бы немыслим и небывалый расцвет иконописного искусства, связанный с именами
Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Исихазм и Григорий Палама.
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Странник :: Общие вопросы :: Церковная жизнь-
Перейти: