15 января — день памяти преподобного Серафима СаровскогоМы празднуем сегодня день святого Серафима Саровского, одного из самых любимых, самых славных святых Русской Церкви.
Преподобный Серафим потерял все вольной волей; он отказался от
родного дома, отказался от сродства и племени, отказался от родных
краев, ушел ни с чем, кроме Бога и молитвы, в монастырь. И там он себя
отдал послушанию; внимательно, смиренно он принимал от Бога все, что
Господь ему пошлет, и от людей — все, что они захотят возложить на его
плечи.
Он сломил свое своеволие, он отдал себя через людей до конца воле
Божией; и ушел он в лес, в дальнюю пустыню, для того, чтобы ничего его
не отделяло от Бога, но также для того, чтобы ничто не служило ему
искусственной подпоркой, чтобы только благодать укрепляла его немощь,
только верность Богу служила ему опорой…
И 47 лет прожил он в различных подвигах отшельничества, молчальничества,
затвора. Но на этом пути встретилось ему второе иовлево искушение: когда
он уже был лишен всего, перед ним встал вопрос о сохранении своей
жизни, об избежании страдания. На него напали разбойники, он был
вооружен топором, он мог защититься — но он не захотел спасти свою жизнь
никакой ценой, а отдал ее еще раз Богу. И эту жертву Бог принял; он был
избит, изранен, и кровь его осталась на его одежде, кусочек которой мы
можем здесь созерцать. Он остался верен Богу до крови, жизнь его —
сохранил Господь…
И сегодня мы празднуем его память. Но праздновать день святого, это
значит в первую очередь, будучи пораженными его духовной красотой,
обратиться к нему с вопросом: как последовать твоему примеру? что
сделать, чтобы научиться тому, что ты познал, стать таким человеком,
который, как ты, жил во славу Божию и, через столетия и столетия, сияет
вечной славой?
На поставленный ему однажды вопрос о том, что отличает погибающего
грешника от спасающегося праведника или от святого, преподобный Серафим
ответил:
только решимость… Спасение наше — в нашей воле, в нашей
твердости, в непоколебимости нашей решимости быть Божиими до конца.
Господь дает Своего Духа не мерой, дает Свою благодать не мерой, — Он
все дает, и Себя Самого. Но принимаем мы благодать и используем дары
Божий в меру нашей готовности принять то, что Он дает — и именно то, что
Он дает, а не то, чего мы хотим, и принести тот плод, которого от нас
Бог ожидает.
Этого было бы достаточно, чтобы целую жизнь построить на примере и на
слове преподобного Серафима. Поставим, каждый из нас, перед собой
вопрос: хотим ли мы быть Христовыми? Хотим ли мы быть Божиими? Хотим ли
мы уподобиться тем, кто вызывает в нас такое благоговение, такой
восторг, такой трепет и такую любовь, к кому мы обращаемся с каждой
нуждой, к кому мы обращаемся со всей болью и со всей радостью своей? И
если так, то услышим всерьез, и примем, и исполним этот завет святого
Серафима: решимостью вступим в путь Господень. Сила Божия в немощи
совершается — но в той человеческой немощи, которая себя Богу отдает с
решимостью на жизнь и на смерть оставаться Ему верными.