Апостол Петр рекомендует женщинам-христианкам следующее: «Да
будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или
нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте
кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петра 3,
2-4). Такой красотой духа явно обладали те женщины, кто следовали за
Христом и служили Ему в течение последних лет земной жизни Иисуса.Мы почти не слышим их голоса на страницах
Евангелий,
за исключением Марфы, заботившейся об угощении и упрекавшей свою
сестру, что она ей не помогает (Лк. 10, 40), но после смерти брата
Лазаря проявившей удивительное самообладание и высоту веры, и
Марии Магдалины, в первые часы по воскресении Христа принявшей Его за садовника (Ин. 20, 11-18).
Прямая
речь апостолов Христа, впрочем, тоже нечасто передаётся в евангельских
повествованиях, но производит, тем не менее, более заметное впечатление.
Пётр исповедует
Христа сыном Бога Живого (Мф. 16, 16), на Тайной Вечере обещает душу
положить за Него, а вскоре отрекается трижды, говоря, что не знает
Иисуса.
Апостолы между собой нередко спорили, кто из них больше. А
Иаков с Иоанном, предвкушая грядущую силу и славу Иисуса, мечтали сесть
один по правую сторону от Него, другой по левую (Мк. 10, 37). Они же
желали истребить огнем одно самарянское селение, через которое проходили
как-то раз, и где Иисуса не приняли (Лк. 9, 54). Но все ученики, кроме
Иоанна, в конечном итоге разбежались в страхе, когда их Учитель был взят под стражу.
И
лишь женщины, молчаливо служившие Иисусу при жизни, продолжали
безмолвно служить Ему и по смерти, желая отдать последний долг уже
мертвому в их глазах человеку, приготовив благовония (миро) для
погребения тела (Лк. 23, 55-56). Мужскую часть вместо ближайших учеников
Иисуса в этот момент восполнили более отдалённые до сих пор Его
почитатели – Иосиф Аримафейский и Никодим.
Сколько
женщин, или жен-мироносиц, как назвала их впоследствии Церковь,
присутствовали при распятии Иисуса, и кто из них участвовал в Его
погребении, в точности установить невозможно. Евангелист Марк пишет:
«Были
тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария
Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и
тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие
многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим» (Мк. 15, 40-41).
Евангелист
Лука говорит просто о «женщинах, следовавших за Ним из Галилеи» (Лк.
23, 49). По Матфею это были Мария Магдалина и «другая Мария», то есть та
же, что у Марка (мать Иакова и Иосии), а также мать сыновей Зеведеевых
(возможно, та же Саломия — Мф. 27, 56). Евангелист Иоанн говорит о
Матери Иисуса, её сестре Марии Клеоповой и Марии Магдалине (Ин. 19, 25).
Кроме
того, только Иоанн сообщает нам ту подробность, что сначала воскресшего
Христа, не узнав Его, встретила Мария Магдалина, еще затемно. А когда
узнала после того, как Иисус назвал ее по имени, Он запретил ей
прикасаться к Нему (Ин. 20, 17). Тогда как остальные женщины, пришедшие
уже позднее, встретили не Иисуса, а ангела, сидящего при распечатанном
гробе (Мф. 28, 2-4; по Луке – двух ангелов, Лк. 24, 4), а потом уже по
пути к апостолам Иисус явился им с приветствием «радуйтесь!». И они,
«приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28, 9).
Но
какие бы ни были неясности в точном согласовании всех евангелистов,
очевидно одно: первыми свидетельницами Воскресения Христова стали не
ближайшие ученики Иисуса, а именно женщины. Пусть пришедшие к Нему как к
мертвецу, чтобы отдать последний долг и достойно похоронить Учителя, но
услышавшие радостную весть – Евангелие от ангела — о том, что Он жив:
«Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес» (Лк. 24, 6).
Деяния апостольские упоминают об избрании семи мужей-
диаконов,
для того, чтобы у самих апостолов были помощники по хозяйственным
делам: «нехорошо нам, оставив слово Божие, обслуживать столы» (Деян. 6,
2). Кроме диаконов, то есть, по-русски, служителей, позднее назначались и
диакониссы, об
одной из которых упоминает апостол Павел (Рим. 16, 1). Но первыми
служительницами, диакониссами в самом прямом смысле слова, были именно
жены-мироносицы. Евангелист Лука среди них упоминает еще Иоанну, жену
домоправителя Ирода Хузы, и Сусанну, а также «многих других», которые
служили Христу имением своим (Лк. 8, 3).
Впоследствии в церковной
истории роль женщин была также велика, а подчас и просто незаменима. Но к
средним векам эта роль стала более пассивна, а их вес в церковной жизни
во многих христианских странах поубавился; исчез из церковной жизни и
институт диаконисс. Например, в Византии и на Руси, в отличие от
апостольской и первохристианской мученической эпохи, мы почти не знаем
прославленных в лике святых женщин, кроме некоторых великих княгинь и
цариц. Но на Западе таких было существенно больше.
В
России в наступившую трудную и переломную эпоху для Церкви в ХХ веке
женщины снова стали играть исключительно важную и активную роль. Можно
даже утверждать, что во многом они просто спасли многие храмы от
закрытия, и среди них есть немало мучениц и исповедниц, причисленных в
последние годы к лику святых.
Как и в случае первых жен-мироносиц,
они не были искушенными в тайнах духовной жизни и в богословской
проблематике, но веровали и оставались верными в простоте своего сердца.
Есть два значения слова «вера» или даже два образа одной и той же веры.
Вера как знание и вера как доверие.
Вера-знание («верую в»,
«верю, что») выражается в догматах. Вера-доверие («верю кому») – в
практической жизни. Вера-доверие без основных твердых знаний часто может
привести в запутанные лабиринты различных суеверий, и тут женщины
бывают особенно уязвимыми. Вера-знание, как более «мужской» ее образ,
без доверия и верности также становится сухой, холодно-рассудочной и
бесплодной.
Конечно, лучше всего гармонично сочетать эти два
образа веры или две её стороны. И прекрасный пример веры-доверия,
перерастающей саму себя и становящейся также непоколебимой
верой-знанием, являли первые жены-мироносицы, как и продолжают его
являть многие служительницы Церкви уже в современном мире — будь то на
клиросе, или по хозяйственной части, или в заботливом украшении храмов,
или в деле духовного просвещения, катехизации и педагогики, а теперь вот
ещё и в журналистике, и в работе замечательных сайтов в интернете.
В
этом постоянстве их служения, верности и преданности Христу и Его
Церкви поистине проявляется та самая духовная красота, о которой
упоминал апостол Петр в своем первом соборном послании. С праздником
всех современных служительниц, дорогих сестер во Христе!
============================================================
Спасибо вам сестры.