Традиция наречения имени человеку восходит к временам сотворения мира. Создав первого человека из праха земного, Б-г дал ему имя Адам. Это имя является общим производным от ряда корней: кровь – „дам“, красный „адом“, земля „адама“. Таким образом, имя Адам с определённой долей приближения может быть истолковано как Землянин.
Далеко не всем библейским именам удаётся найти объяснение. Каких-либо ограничений в выборе имени в те времена не существовало, придумывали его сами родители, и многое в этом процессе зависело от их творческой фантазии.
Часто имена определялись условием рождения младенцев или сопутствующими обстоятельствами. Так, Яаков (Яков), второй ребёнок из двойни, во время своего рождения держался за пятку брата, появившегося на свет первым. Имя Яаков - производное от „акев“ (пята, пятка). Моше (Моисей) получил своё имя от дочери египетского фараона. Найдя корзинку с красивым ребЁнком на берегу Нила, она назвала его Моше (вынутый из воды). Сам Моше нарёк своего сына Гершом /Гриша, Григорий/, что значит „чужеземец“, поскольку мальчик родился во времена, когда Моше скрывался от фараона в земле Мидианской. К именам того же свойства относятся и такие, как Лаван (Белый), Лайла (Ночь), Бат-шева (Седьмая дочь) и др. Это - примеры достаточно простого подхода к наречению имени. Значительно чаще наречение новорождённого являлось попыткой разгадывания внутренней сущности ребёнка. Правильно подобранное имя должно было соответствовать этой сущности.
Считалось, что неверно названный ребёнок много плачет. Тождественность имени с природой носителя имени считалась залогом гармоничной, счастливой жизни. По библейским преданиям Б-г поставил перед Адамом задачу дать названия живым существам. Адам с этой проблемой успешно справился, но вот людям это удаётся далеко не всегда.
Поскольку наши предки считали, что имя влияет на последующую жизнь человека, а подобрать „правильное“ имя новорождённому было весьма сложно, давались имена с установкой на счастливую судьбу: Ошер (Счастье), Эммануил (С нами Б-г), Авшалом (Отец мира), Биньямин (Сын правой стороны , т.е. удачливый), Давид (по-видимому, Любимец), Шломо, Соломон (Мир) , Аарон (Осиянный), Данэль, Даниил (Судья мой Б-г), Элимелех (Б-г мой царь), Рафаил, Рафаэль (Исцели Б-г), Йехошуа (Б-г помощь, Спасение), Хаим (Жизнь). К этому же типу имён относятся и имена, предполагающие особую миссию их владельцев: Эфраим (Плодоносящий), Дан (Судья), Цадок (Справедливость), Натан (Дающий).
Некоторые библейские повествования являются подтверждением роли имени в судьбе его носителя. К таким именам относится Агарь. Имя египтянки, рабыни Сарры, происходит от ивритского слова „хагар“ (бежать, откочёвывать). Бездетная Сарра, поступая в соответствии с обычаями того времени, сама предложила своему мужу „войти“ к Агари с намерением усыновить зачатое дитя. Однако ещё во время беременности Агари между ней и её госпожой начались конфликты, и Агарь убежала в пустыню. Позже она возвратилась, родила ребёнка, однако после рождения Саррой законного сына была вынуждена навсегда покинуть дом Авраама. Имя Иосиф (Собирающий, Добавляющий) как бы предопределило судьбу одного из 12-ти сыновей Яакова, собравшего в Египте всю свою семью: отца и братьев с их жёнами и детьми, и обеспечившего им достойное существование.
Рахель (Овца), невеста Яакова, кроткая как овечка, покорно восприняла обман своего отца, подменившего во время свадьбы её на старшую сестру и безропотно ждала ещё 7 лет, пока отец разрешил ей соединиться с любимым.
Случаи, когда название животного или растения превращалось в имя собственное, были далеко не редки. Предполагалось, что человек при этом приобретает соответствующие качества: Ципора (Птица) - вольность, стремительность, Цви (Олень) - быстроту, грациозность, Арье (Лев) - силу, величие, Дов (Медведь) - мощь, свирепость, Тамар (Пальма) - стройность, Адасса (Мирт) - влекущее благоухание, Веред (Роза) - красоту, Двора (Пчела) - трудолюбие.
В те далёкие годы для наречения имени существовала система соответствий, элементами которой являлись времена года, части суток, знаки зодиака, растения, животные и т.д. Обладатель имени такого типа как бы становился частью этой системы и получал соответствующие свойства её элементов.
Считалось, что, меняя имя, можно изменить жизненный путь человека. Так, Авраам первоначально имел имя Аврам. Но 99-летнему бездетному Авраму Б-г изменил имя на Авраам: „И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов“ (Бытие 17, 5-6). По той же причине жена Авраама, 90-летняя Сарай, получила новое имя: „Сару, жену твою, не называй Сарой, но да будет имя её: Сарра. … и дам тебе от неё сына“. (Бытие 17, 15).