Последние темы | » C Крещением автор Админ. Ср Янв 19, 2022 6:22 am
» Рождество Христово 2022 автор Админ. Пт Янв 07, 2022 8:36 am
» Новый год 2022 автор Админ. Сб Янв 01, 2022 8:32 am
» 2021 автор Админ. Пт Дек 31, 2021 6:28 pm
» Троица автор Админ. Вс Июн 20, 2021 4:56 am
» День Победы! автор Админ. Вс Май 09, 2021 6:10 am
» ПАСХА_2021 автор Админ. Вс Май 02, 2021 5:29 am
» ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ПРАВОСЛАВНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ автор Админ. Вс Апр 25, 2021 6:17 am
» Прощеное Воскресенье автор Админ. Вс Мар 14, 2021 5:57 am
» 8 марта. автор Админ. Пн Мар 08, 2021 7:18 am
|
| | Две рыбы и пять хлебов. | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Две рыбы и пять хлебов. Вт Дек 27, 2011 8:48 am | |
| И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место [здесь] пустынное, а времени уже много, – 36отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. 37Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? 38Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. 39Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. 40И сели рядами, по сто и по пятидесяти. 41Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. 42И ели все, и насытились. 43И набрали кусков хлеба и [остатков] от рыб двенадцать полных коробов. 44Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.
Почему рыб две а не три или четыре или восемь? Почему хлебов пять, а не больше или меньше? Наконец почему остатков именно двенадцать коробов?
Случайны ли эти цифры? | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Две рыбы и пять хлебов. Вт Дек 27, 2011 11:01 am | |
| Нашла проповедь иеромонаха Григория (Лурье) 8-я Неделя по Пятидесятнице: Чудесное насыщение пяти тысяч человек Почему-то вставленная в сообщение ссылка на эту страницу у меня не всегда открывается. Поэтому поместила весь текст проповеди в спойлер. - Спойлер:
Сегодня мы слышали в Евангелии рассказ о том, как Господь накормил чудесным образом пять тысяч мужей (а кроме того, там еще были разные жены и дети, которых никто не считал) всего лишь пятью хлебами и двумя рыбами. Конечно, эта история рассказана потому, что она действительно имела место. И в буквальном своем смысле этот евангельский рассказ повествует нам об одном из многих чудес, сотворенных Господом; но опять же, как всегда, любой из евангельских рассказов о каких-то событиях, чудесных или других, только на самой поверхности имеет тот смысл, который в нем видится буквально, т.е. телесный смысл. А на самом деле душевный и духовный смысл Писания (душевный — это не буквальный смысл, а тот, который касается спасения нашей собственной души; а духовный смысл — это тот, который указывает на великие тайны Божии и спасение всего человеческого рода) всегда несравненно важнее. И особенно это видно в сегодняшнем рассказе, потому что, с точки зрения буквальной, зачем нам такое обилие цифр? Зачем нам знать, что мужей было пять тысяч? Зачем нам знать, что остатков еды хватило не на много корзин, а именно на двенадцать, и что они были полными? Зачем нам знать, что хлебов было пять, а не четыре или шесть, например, и что рыб было именно две, а не одна или три? Зачем нам все эти уточнения? Если мы рассматриваем только с точки зрения буквального смысла, то это никакого значения не имеет, потому что такую толпу нельзя было накормить не только двумя рыбами, но и тремя, и четырьмя. Если бы такое количество было случайным, то евангелисты могли бы просто об этом не упоминать. Но в Евангелии не упоминается ничего такого, что не имело бы смысла. Раз Евангелисты что-то упоминали, значит, они понимали тот смысл, на который указывал Господь тем, что Он так все устроил, что было именно пять хлебов и именно две рыбы. Поэтому мы тоже должны обращаться к душевному и духовному смыслу этой истории. И конечно, она, с виду такая простая — ну, произошло какое-то чудо, состояло оно в том-то, — оказывается весьма и весьма сложной. И я только скажу о немногом из того многого, что о ней говорят святые отцы. Прежде всего, почему возникла необходимость напитать этих людей? Вот здесь особенно для нас важен духовный и душевный смысл. Эти люди из града, в котором они жили и в котором проповедовал Господь, вслед за Ним пришли в какое-то пустынное место. И ученики говорят: «давайте пойдем в какую-нибудь деревню неподалеку, чтобы купить там еду». Они не предлагают идти в город, потому что он далеко. Таков буквальный смысл этой истории. А по душевному смыслу это означает другое. Град, из которого эти люди ушли, — это был рай, который мы потеряли в результате грехопадения, и утраченное Царство Небесное. И ученики понимают, что туда просто так не дойти и не вернуться, и поэтому они предлагают идти в какое-то место заведомо худшее, в какую-то деревню вместо города. А Господь говорит им, чтобы они не меняли град Божий на какие-то суррогаты и подделки, на какие-то деревни, а чтобы они получили хлеб в пустыне, там, где они не чаяли получить ничего. И действительно, рассуждая дальше по духовному смыслу этой истории, мы утратили рай, в котором еще оставалась возможность грехопадения, и мы должны получить Царство Небесное не так, как его имел Адам, когда он был сотворен, до грехопадения, — а так, чтобы уже никогда не иметь возможности отпасть, чтобы осуществить в себе то, к чему был призван Адам, но чего осуществить не смог. Так в духовном смысле. А душевный смысл для нас еще важнее. Что это означает для каждого из нас? Почему мы не должны идти в деревню? Если мы не можем вернуться во град, который покинули по своим грехам, то мы тем более не должны идти в деревню, а должны идти в пустыню, но за Христом, конечно. Потому что деревня — это мир, который нам предлагает свои удовольствия; вот, в данном случае он предлагает нам еду. Действительно, мы можем, вроде бы, там насытиться телесно, но потом мы все равно взалчем и опять захотим есть, нам нужна все новая и новая еда, и так мы впадаем в зависимость от мира. Это особенно относится даже не к безгрешным физиологическим потребностям, а именно к нашим грехам. Если мы будем удовлетворять греховные желания, то они сначала действительно удовлетворятся, но потом возникнут с новой силой, и там мы впадаем в большую и большую зависимость. Поэтому мы не должны менять утраченное нами в лице прародителей Царство Небесное на деревню мира сего, а мы должны его менять на пустыню. И кажется, что пустыня еще хуже, чем деревня, потому что там ничем не прокормиться. Но это не так, потому что в пустыню мы идем не просто так, а идем за Христом, Который может нам почти из ничего дать все потребное. А что потребное Он нам дает? Что означает то, что Он не Сам дал народу эти хлебы которыми люди насытились, а дал их ученикам, а ученики уже — всем остальным. На смысл этого указывает также другая подробность — что корзин оказалось именно двенадцать. Двенадцать — это количество Апостолов. Но почему их двенадцать? Может быть, не все это помнят, хотя это совершенно очевидно из Апокалипсиса и из Ветхого Завета: двенадцать по количеству колен Израилевых. Потому что народ Божий состоит из 12 колен. И новый Израиль, новый народ Божий тоже состоит из 12 колен, которые восходят к новым прародителям — двенадцати Апостолам, как ветхий Израиль восходил к 12 патриархам. И поэтому все праведники, как говорится в Апокалипсисе, будут судить двенадцати коленам Израилевым. Полнота этих корзин означает то, что ученики, Апостолы, будут давать истинный хлеб — конечно, здесь указание на Евхаристию — всем, и то, что этот хлеб не оскудеет для всего народа Божия. А так как народа Божия 12 колен, то и корзин двенадцать. И другое указание на народ Божий — это то, что он сосчитан «кроме жен и детей». Потому что во Христе Иисусе, можно сказать вслед за апостолом Павлом, нет ни мужеского пола, ни женского; но тогда можно сказать, и это тоже будет по-святоотечески, что во Христе все мужеского пола. Потому что мать Сарра, одна из великих подвижниц IV века, когда услышала, что некие старцы зазирают ее за то, что она, будучи женщиной, рассуждает и учит, как мужчина и так же умна, сказала: «Я женщина по телу, а не по уму». И вот так, «мужем совершенным» по уму должен быть каждый христианин. А людям чаще бывает свойствен женский ум — и, конечно, большинству мужчин тоже бывает свойствен женский ум, если посмотреть с христианской точки зрения, — т. е. именно женская слабость, или детский ум, когда человек не может еще переносить твердой пищи. А в народе Божием считаются только мужчины, и поэтому именно так они были сосчитаны. И, в свою очередь, на полноту народа Божия указывает число 5000. Здесь сразу видна кратность 50. Пятьдесят — это число юбилея, и я уж не буду тут во все это подробно входить, но это семь в квадрате плюс один. И число 7 указывает на полноту, и 49, и 50. Это числа, которые в Ветхом Завете преимущественно указывали на полноту. И вот, 100 раз по 50 — это указание на полноту. Но почему именно 5000? Здесь можно думать, что Христос приходит, согласно той символической хронологии, которой держались в раннехристианские и в средневековые времена, в шестую тысячу лет, а до Него было полных пять тысяч лет, которые обозначают весь в совокупности не только израильский народ Божий, но вообще всех праведников, которые спаслись, начиная от Адама. И вот, все они ждали Христа; и вот, эти люди и получили от Него хлеб. Вот такое еще можно увидеть указание. Самое же главное: почему там было пять хлебов и две рыбы? Пять хлебов, согласно большинству христианских толкователей, указывают на пять чувств, которые имеет человек по телу: осязание, вкус, слух, обоняние, зрение. Т.е. это те чувства, которыми пользуется плотское наше мудрование. И эти люди, которые были иудеями, оставались при буквальном смысле Писания, который понимали своими пятью чувствами. А Господь через все эти чувства дает им нечто большее и дает Себя узнать. И вот, на нечто большее указывают именно эти две рыбы. Потому что рыба была в древнехристианской Церкви символом Христа, и в данном случае это символ Бога. Почему рыба была символом Христа? Потому, что по-гречески она называется «ихфис» (отсюда, например, ихтиология — наука, изучающая рыб), а это слово образовано из первых букв слов греческого выражения, которой переводится «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». И поэтому первые христиане очень часто изображали рыбу как символ Христа. Две рыбы указывают на живущий под внешним, телесным покровом смысла Писания смысл внутренний, который есть Сам Бог, который есть Слово Божие — с одной стороны, поскольку Оно присутствует в Писании и в нем остается сокрытым, а с другой стороны, поскольку Оно износится Писанием и, наоборот, через него открывается. И вот, на эти два аспекта Слова Божия и указывают эти две рыбы, согласно некоторым из святоотеческих толкований. Вот как это все сложно получилось, но действительно, чем проще с виду евангельская история, тем она сложнее по внутреннему смыслу. Каждая деталь, в том числе те детали, о которых я не упомянул, имеет смысл и свое истолкование. Но что нам важнее всего помнить для нашего собственного спасения? — я подчеркиваю, что сейчас мы уже будем говорить преимущественно о душевном смысле всей этой истории. Мы должны понимать, что когда нам либо прямо, либо косвенно внушается мысль, что сейчас нельзя жить так, как жили святые отцы; что сейчас невозможно держаться святоотеческих канонов, которые, например, говорят о чистоте веры - мы не должны этому верить. Но мы не должны верить и тем, которые, может быть, так прямо таких ужасных вещей и не говорят, но предлагают нам вести такой образ жизни, который, в общем, ведут все люди, независимо от того, считают они себя православными или не считают: помолился, отдохнул, поработал, потом, может быть, еще раз в церковь сходил и помолился… В принципе, что ж тут плохого? Это даже лучше, чем многие другие образы жизни. Но мы должны знать, что этот образ жизни сам по себе, если мы при нем и останемся, не спасителен. Потому что христианский образ жизни заключается в том, чтобы помолиться, а потом еще помолиться, а потом еще помолиться, хотя при этом еще и в церковь сходить, и поработать и при этом молиться (потому что работать нужно так, чтобы это помогало нашей молитве), и отдохнуть, но тоже с молитвой; и тогда постепенно мы придем к тому, что сможем сказать вместе с «Песней Песней»: «Я сплю, а сердце мое бодрствует». — «Аз сплю, а сердце мое бдит», по-славянски. Т.е. молиться можно и должно даже и во сне; хотя, конечно, для этого сна должно быть поменьше. И поэтому не надо слушать никого, кто зовет нас «в деревню». Потому что сначала это деревня, а потом это уже просто притон разбойников оказывается; и как он в Евангелии в другом месте назван, это анти-Иерусалим, Иерихон, и там уже вообще ничего хорошего для себя ждать нельзя. А нам нужно не бояться идти в пустыню, не бояться, что мы останемся без еды. Потому что Господь приходит к нам только тогда, когда мы действительно готовы всего лишиться и даже — внутренне, по крайней мере, — всего лишаемся. Пока нас поддерживают другие люди, или какие-то обстоятельства у нас в жизни есть, которые нас поддерживают, и мы на них хотя бы отчасти возлагаем свое упование, — мы не почувствуем помощи Божией, хотя бы даже эти люди и обстоятельства тоже были посланы Богом. Т.е. мы можем рационально себе говорить и будем в этом правы, что это все помощь Божия; но по-настоящему верующими людьми, какими нужно быть христианам, мы не станем. А если мы действительно становимся христианами, то тогда, так же, как мы привыкаем к своему собственному существованию, мы привыкаем к присутствию Бога внутри нас, привыкаем молитвенно к Нему обращаться — именно так, как мы имеем в виду свое собственное существование; и тогда мы перестаем бояться остаться без помощи от людей, без помощи от обстоятельств; нас уже не тянет идти в деревню, и мы действительно предпочтем пустыню с Богом этой самой деревне с ее пищей. И вот, только тогда мы попадем в Царство Небесное, потому что для этого надо выйти со Христом вне града, где Он и пострадал, как об этом говорит апостол Павел, что Господь за нас пострадал вне града. Господь да подаст нам утвердиться в этой внутренней для каждого из нас пустыне. Аминь.
Проповедь вся очень интересная. Относительно чисел, цитаты из нее - Цитата :
- ...Двенадцать — это количество Апостолов. Но почему их двенадцать? Может быть, не все это помнят, хотя это совершенно очевидно из Апокалипсиса и из Ветхого Завета: двенадцать по количеству колен Израилевых. Потому что народ Божий состоит из 12 колен. И новый Израиль, новый народ Божий тоже состоит из 12 колен, которые восходят к новым прародителям — двенадцати Апостолам, как ветхий Израиль восходил к 12 патриархам. И поэтому все праведники, как говорится в Апокалипсисе, будут судить двенадцати коленам Израилевым. Полнота этих корзин означает то, что ученики, Апостолы, будут давать истинный хлеб — конечно, здесь указание на Евхаристию — всем, и то, что этот хлеб не оскудеет для всего народа Божия. А так как народа Божия 12 колен, то и корзин двенадцать.
... на полноту народа Божия указывает число 5000. Здесь сразу видна кратность 50. Пятьдесят — это число юбилея, и я уж не буду тут во все это подробно входить, но это семь в квадрате плюс один. И число 7 указывает на полноту, и 49, и 50. Это числа, которые в Ветхом Завете преимущественно указывали на полноту. И вот, 100 раз по 50 — это указание на полноту. Но почему именно 5000? Здесь можно думать, что Христос приходит, согласно той символической хронологии, которой держались в раннехристианские и в средневековые времена, в шестую тысячу лет, а до Него было полных пять тысяч лет, которые обозначают весь в совокупности не только израильский народ Божий, но вообще всех праведников, которые спаслись, начиная от Адама. И вот, все они ждали Христа; и вот, эти люди и получили от Него хлеб. ... Пять хлебов, согласно большинству христианских толкователей, указывают на пять чувств, которые имеет человек по телу: осязание, вкус, слух, обоняние, зрение. Т.е. это те чувства, которыми пользуется плотское наше мудрование. И эти люди, которые были иудеями, оставались при буквальном смысле Писания, который понимали своими пятью чувствами. А Господь через все эти чувства дает им нечто большее и дает Себя узнать. И вот, на нечто большее указывают именно эти две рыбы. Потому что рыба была в древнехристианской Церкви символом Христа, и в данном случае это символ Бога. Почему рыба была символом Христа? Потому, что по-гречески она называется «ихфис» (отсюда, например, ихтиология — наука, изучающая рыб), а это слово образовано из первых букв слов греческого выражения, которой переводится «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». И поэтому первые христиане очень часто изображали рыбу как символ Христа. Две рыбы указывают на живущий под внешним, телесным покровом смысла Писания смысл внутренний, который есть Сам Бог, который есть Слово Божие — с одной стороны, поскольку Оно присутствует в Писании и в нем остается сокрытым, а с другой стороны, поскольку Оно износится Писанием и, наоборот, через него открывается. И вот, на эти два аспекта Слова Божия и указывают эти две рыбы, согласно некоторым из святоотеческих толкований. |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Две рыбы и пять хлебов. Вт Дек 27, 2011 11:55 am | |
| | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Две рыбы и пять хлебов. Вт Дек 27, 2011 2:39 pm | |
| Слова о хлебе могут служить как указание на Таинство Евхаристии. Как тогда можно истолковать число пять, не знаю. Белоножко А.Д., кандидат богословия. Два повествования об умножении хлебов в Евангелии от Марка и их богословское значение http://sobor.by/hleba.htm - Цитата :
- Многие экзегеты [1] принимают мессианское толкование данного чуда. Иисус - это Мессия, питающий народ Израиля, осуществляя тем самым его чаяния. По рассказу Иоанна (Ин. 6:14-15) после чуда народ хотел силой взять Иисуса и объявить Его царем. Сообщение о двенадцати коробах остатков является явным намеком на двенадцать колен Израиля, обновляемого ныне делом Мессии и насыщаемого столь обильно, что остается даже излишек.
Также многие экзегеты [2] придерживаются евхаристического толкования чуда, связывая его с экклезиологией Евангелия от Марка и православным преданием вообще, на основании следующих фактов:
1. Сходство языка обоих повествований (Мк. 6:30-44 и Мк. 8:1-10) с рассказом о Тайной Вечери (Мк. 14:22-26) - "взял", "благословил", "преломил", "дал" - несомненно указывает на влияние евхаристической практики Церкви на внешнее оформление данных повествований.
2. В Евангелии от Иоанна после рассказа об умножении хлебов следует евхаристическое слово Иисуса Христа о "хлебе жизни" (Ин. 6:22-71).
3. Сообщение Марка (Мк. 6:34), что Иисус "сжалился" над народом, "потому что они были как овцы, не имеющие пастыря" (см. Числ. 27:17; Иез. 34:5), подчеркивает миссию Иисуса как Пастыря, который собирает "разрозненных овец" и формирует новый народ Божий - Церковь. В нашем рассказе немало подробностей, намекающих на "ветхий" народ Божий. Пустынное место, где происходит чудо, напоминает нам пустыню, где в течение сорока лет странствовал Израиль, хлебы - манну (такая параллель проводится, например, свт. Кириллом Александрийским), рыба - перепелов, которые также чудесным образом Бог даровал народу (см. Числ. 11). Моисей в пустыне разбивает народ Божий на тысячи, сотни и пятидесятки. Иисус тоже велит апостолам рассадить людей по той же схеме, что и Моисей. Таким образом, Иисус Христос - новый вождь народа, начальник Церкви, которую Он питает "хлебом жизни", Своими Телом и Кровью.
1. В чуде умножения хлебов активное участие принимают ученики. Они советуют распустить народ, предлагают Иисусу имеющиеся продукты, раздают чудесно умноженный хлеб и собирают остатки. Все это указывает на важную роль учеников в Церкви, роль руководителей, получивших на Тайной Вечери от Господа заповедь: "Сие творите в Мое воспоминание". И они, а впоследствии и их преемники, совершают в Церкви таинство Божественной Евхаристии.
2. Евхаристическое толкование чуда умножения хлебов отразилось и в древней иконографии Церкви, о чем свидетельствуют изображения хлеба и рыбы как символа Божественной Евхаристии в римских катакомбах (например, в катакомбах св. Каллиста) [3]. Блж. Феофилакт, архиеп. Болгарский, в своем Толковании говорит так http://mystudies.narod.ru/library/f/feof-bolgar/matthew/14.html : - Цитата :
- И, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
Дает хлебы ученикам, чтобы они всегда помнили о чуде и никогда не выпускали его из мыслей, так как и они скоро забывали. А чтоб ты не подумал, будто чудо было призрачное, хлебы умножаются; а именно двенадцать коробов оказывается остатков для того, чтобы и Иуда понес и не устремлялся на предательство, помышляя о чуде. Умножает и хлебы и рыб, да покажет, что Он Творец земли и моря и что все, употребляемое нами в пищу, от Него подается и Им умножается. Чудо было в пустыне, чтобы кто не подумал, будто в ближнем городе купил Он хлебы и разделил народу; нет, то была пустыня! Это историческое изъяснение. В духовном смысле разумей следующее: после того как Ирод, то есть плотский, грубый ум иудейский (Ирод означает плотский ум), обезглавил Иоанна, главу пророков, то есть не поверил пророчествовавшим о Христе, Иисус отходит в пустое место — к язычникам, кто пуст в отношении к Богу, и врачует недужных душою, а потом питает их. Ибо если не отпустит нам грехов и не уврачует недугов посредством крещения, то не напитает нас причащением Пречистых Тайн Тела и Крови Своей, так как никто, не крестившись и не покаявшись, не причащается. Пять тысяч народа означают пять чувств поврежденных, что врачуются пятью же хлебами; ибо как пять чувств недуговали, то сколько ран, столько и пластырей. Две рыбы — слова рыбарей; одна рыба — Евангелие, другая — Апостол. Некоторые, впрочем, понимали под пятью хлебами Пятикнижие Моисеево, то есть книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Апостолы взяли и понесли двенадцать коробов, то есть то, чего не могли мы, простые, снести, то есть уразуметь, понесли и вместили апостолы. Жены и дети исключаются из числа. Это значит, что христианин не должен иметь ничего детского, женоподобного, немужественного. Ваша версия? |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Две рыбы и пять хлебов. Вт Дек 27, 2011 3:45 pm | |
| - Ольга 79 пишет:
- Ваша версия?
Пока жду версий иных. | |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Две рыбы и пять хлебов. Ср Дек 28, 2011 1:57 pm | |
| Рыбы в сети это слова Божии до Христа и после Христа собираемые. Две рыбы - два Завета. Пять хлебов - пятикнижие. Мальчик конечно Христос. Рыбаки - собиратели слов Божиих во все века. Двенадцать коробов - двенадцать апостолов.
| |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Две рыбы и пять хлебов. Ср Дек 28, 2011 2:49 pm | |
| - Афанасий пишет:
- Рыбы в сети это слова Божии до Христа и после Христа собираемые.
Две рыбы - два Завета. Пять хлебов - пятикнижие. Понятно. - Афанасий пишет:
- Мальчик конечно Христос.
Не понимаю, как мальчик может символизировать Христа, когда Христос присутствует тут же. Потому что у него были хлеб и рыба? - Афанасий пишет:
- Рыбаки - собиратели слов Божиих во все века.
Двенадцать коробов - двенадцать апостолов.
Понятно. О древнехристианских символах: Церковное искусство. Конспект. http://klikovo.ru/db/msg/8281 - Цитата :
- ...Символы заимствованные из языческой среды (Орфей—Христос).
Ребенок—символ рождения... ДРЕВНЕХРИСТИАНСКАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ СИМВОЛИКА http://www.pravoslavie.ru/archiv/simvolika/simvol.htmИзвиняюсь, что ссылки немного не по теме. Мне показались интересными, поэтому добавила их. |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Две рыбы и пять хлебов. Ср Дек 28, 2011 3:15 pm | |
| - Ольга 79 пишет:
Извиняюсь, что ссылки немного не по теме. Мне показались интересными, поэтому добавила их. И всегда и всем.Если вдруг что-то покажется интересным и вроде как с христианством связанным, то всегда пожалуйста и всегда приветствуется. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Две рыбы и пять хлебов. Ср Дек 28, 2011 8:38 pm | |
| Афанасий, я внимательно изучила вашу тему на Предании.Ну и здесь почитала, только пока по Олиным ссылкам не прошла - некогда пока, будет времени побольше - гляну обязательно. Знаете, я никогда не думала, что все НАСТОЛЬКО не случайно. Хотя, в принципе, на своем опыте в этом убедилась, жизнью подтверждается, что не случайно практически все, мелочей для Бога не бывает. Спасибо за тему, мне было интересно читать, заодно и просветилась. |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Две рыбы и пять хлебов. Вс Авг 25, 2013 10:21 pm | |
| А вот еще тут вопрос возникает. 34 Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. 35 Тогда велел народу возлечь на землю. 36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. 37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, А 7 хлебов и немного рыбок ( Мф.15:34) - это о чем? | |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Две рыбы и пять хлебов. Вс Авг 25, 2013 10:45 pm | |
| - Ольга 79 пишет:
Не понимаю, как мальчик может символизировать Христа, когда Христос присутствует тут же. Потому что у него были хлеб и рыба?
Ему должно расти, а мне умаляться. (Ин. :30) Христос рос по мере того как Его учение распространялось среди людей. В этом тоже смысл Его воплощения. | |
| | | Jura
Сообщения : 2015 Дата регистрации : 2012-04-01 Возраст : 60 Откуда : г Воронеж
| | | | Jura
Сообщения : 2015 Дата регистрации : 2012-04-01 Возраст : 60 Откуда : г Воронеж
| Тема: Re: Две рыбы и пять хлебов. Пн Авг 26, 2013 5:05 pm | |
| - Афанасий пишет:
- Ольга 79 пишет:
Не понимаю, как мальчик может символизировать Христа, когда Христос присутствует тут же. Потому что у него были хлеб и рыба?
Ему должно расти, а мне умаляться. (Ин. :30) Христос рос по мере того как Его учение распространялось среди людей. В этом тоже смысл Его воплощения. Он вышел на проповедь в 30 в зрелом возврасте. | |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Две рыбы и пять хлебов. Пн Авг 26, 2013 6:11 pm | |
| - Jura пишет:
Он вышел на проповедь в 30 в зрелом возврасте. Конечно. Тут нет сомнений. Но Он ещё и рос. А в чем смысл роста? Может в том, что Он возрастал и в понимании и принятии Его людьми простыми? Тогда мы вполне можем говорить о правильном понимании Иоанна Предтечи. Ему расти, а мне умаляться. Вот Христос был и Богочеловек в 30 лет и ребёнок, которому ещё предстояло вырасти среди народа израильского и всего человечества.. | |
| | | Jura
Сообщения : 2015 Дата регистрации : 2012-04-01 Возраст : 60 Откуда : г Воронеж
| Тема: Re: Две рыбы и пять хлебов. Пн Авг 26, 2013 6:49 pm | |
| - Афанасий пишет:
- Jura пишет:
Он вышел на проповедь в 30 в зрелом возврасте. Конечно. Тут нет сомнений. Но Он ещё и рос. А в чем смысл роста? Может в том, что Он возрастал и в понимании и принятии Его людьми простыми? Тогда мы вполне можем говорить о правильном понимании Иоанна Предтечи. Ему расти, а мне умаляться. Вот Христос был и Богочеловек в 30 лет и ребёнок, которому ещё предстояло вырасти среди народа израильского и всего человечества.. А нам и не надо это знать! Наверное детство Христа не важно, для нас важно те три года проповеди. Иначе в Евангелии было бы больше информации. А по поводу возрастать. Миссия Иоанна закончилось, потому как Бог сам вышел к людям. | |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Две рыбы и пять хлебов. Пн Авг 26, 2013 7:11 pm | |
| - Jura пишет:
А по поводу возрастать. Миссия Иоанна закончилось, потому как Бог сам вышел к людям. Не очень согласен. Был переходный небольшой период. Когда Иоанн умалялся и Христос возрастал. Кстати. Почему Иоанн "как-бы" противопоставляет себя Христу? "Мне - Ему". Кто из людей так может сказать? Как-бы вровень. Да и вы говорите: "миссия Иоанна и миссия Христа". Противопоставление в этом или воссоединение, преемственность? Ведь вроде Иоанн Предтеча. | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Две рыбы и пять хлебов. Пн Авг 26, 2013 9:31 pm | |
| - Афанасий пишет:
- А вот еще тут вопрос возникает.
34 Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. 35 Тогда велел народу возлечь на землю. 36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. 37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,
А 7 хлебов и немного рыбок (Мф.15:34) - это о чем? Блаж. Феофилакт Болгарский http://bible.optina.ru/new:mf:15:34 : Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь на землю. И взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики - народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных; а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей. Научая смирению, размещает народ на земле. Научая же прежде пищи благодарить Бога, Он и Сам благодарит. Ты спросишь, каким образом там, хотя пять хлебов было и пять тысяч насытившихся, осталось двенадцать корзин, здесь же, хотя количество хлебов было большее, а число насытившихся меньшее, осталось только семь? Можно сказать, что эти корзины были больше коробов или что это сделано для того, чтобы одинаковость чуда не побудила их, учеников, забыть, потому что если бы и теперь осталось двенадцать корзин, то они могли бы, вследствие равенства чуда, забыть, что Господь в другой раз совершил чудо над хлебами. Ты же знай и то, что четыре тысячи, то есть имеющие вполне четыре добродетели, семью хлебами, то есть духовными и совершенными изречениями, питаются, ибо число семь - символ семи духовных даров. Они лежат на земле, полагая ниже себя все земное и презирая его, как и те пять тысяч легли на траве, то есть поставили ниже себя плоть и славу. Ибо всякая плоть - трава, и всякая слава человеческая - цветок полевой. Семь корзин осталось здесь в остатке, ибо духовное и совершенное было то, чего не могли съесть. Осталось то, что поместилось в семи корзинах, то есть то, что один Святой Дух знает; ибо Дух все проницает и глубины Божии (1 Кор. 2:10). |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Две рыбы и пять хлебов. Пн Авг 26, 2013 9:49 pm | |
| - Ольга 79 пишет:
Блаж. Феофилакт Болгарский http://bible.optina.ru/new:mf:15:34 Семь корзин осталось здесь в остатке, ибо духовное и совершенное было то, чего не могли съесть. Осталось то, что поместилось в семи корзинах, то есть то, что один Святой Дух знает; ибо Дух все проницает и глубины Божии (1 Кор. 2:10). Очень понятно! Теперь мне нужно толкование на Феофилакта, чтобы что-то понять у него. Ну иначе не понимаю я ничего. Он что хотел нам сказать? Или это он это себе говорил? | |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Две рыбы и пять хлебов. Вт Авг 27, 2013 12:15 am | |
| Тут понятнее объяснено. Блаж. Феофилакт http://feofilakt.ru/ot-marka/glava-8 : В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека. Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их? И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь. Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу. Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их. И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин. Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их. Господь уже и прежде сотворил подобное чудо. Он чудодействует и теперь, имея благоприятный к тому случай. А случай был такой, что народ находился при Нем три дня, и взятый на дорогу съестной запас у него вышел весь. Ибо Господь не всегда совершал чудеса над пищей, дабы не подумали, что народ ходит за Ним ради пищи. Он и теперь не стал бы творить чудеса, если бы не предстояла народу, по-видимому, опасность от недостатка пищи. Но посмотри и на учеников, как они еще неразумны и не имеют еще веры в силу Его, хотя уже видели чудеса! Впрочем, Господь не порицает их, научая и нас не слишком нападать на неопытных, но прощать их, как неразумеющих. Размысли и о том, что Христос никого не хочет отпустить голодным, но желает всех насытить дарами Своими и особенно тех, кои пробыли с Ним три дня, то есть крестившихся. Поскольку крещение называется просвещением и совершается в три погружения, то просвещаемые крещением оказываются тридневными. Господь берет "семь хлебов", разумею семь духовнейших слов, ибо число семь есть образ Духа. Дух все приводит в совершение, а жизнь наша и век сей совершается в седмеричном числе. Просвещенные едят, и насыщаются, и оставляют избытки, поскольку не все Божии мысли могут вместить. Выше, при чудодействии над пятью хлебами, осталось двенадцать коробов избытков, так как там было пять тысяч, которые означали раболепствующих пяти чувствам; поэтому они и не могли съесть многого, но удовлетворились малым, почему и в избытке осталось много. А здесь от семи хлебов осталось семь корзин и малый избыток, поскольку народу было четыре тысячи, которые означают утвердившихся в четырех добродетелях; а потому они, как более крепкие, ели много и оставили мало, ибо только того не могли съесть, что более духовно и глубоко, а это и означают семь корзин. Из рассматриваемой истории познай и то, что мы должны довольствоваться только тем, что нужно, и ничего более не просить. Ибо вот сии люди, евши и насытившись, не взяли с собой хлебных остатков, но их взяли ученики, подобно как было и с вышеупомянутыми коробами. Так и нам должно довольствоваться даруемым, по мере нужды. |
| | | Jura
Сообщения : 2015 Дата регистрации : 2012-04-01 Возраст : 60 Откуда : г Воронеж
| Тема: Re: Две рыбы и пять хлебов. Вт Авг 27, 2013 7:16 am | |
| - Афанасий пишет:
- Jura пишет:
А по поводу возрастать. Миссия Иоанна закончилось, потому как Бог сам вышел к людям. Не очень согласен. Был переходный небольшой период. Когда Иоанн умалялся и Христос возрастал. Кстати. Почему Иоанн "как-бы" противопоставляет себя Христу? "Мне - Ему". Кто из людей так может сказать? Как-бы вровень. Да и вы говорите: "миссия Иоанна и миссия Христа". Противопоставление в этом или воссоединение, преемственность? Ведь вроде Иоанн Предтеча. Потому, что с Евангелием он вышел первый. Миссия одна, здесь преемственность Время Иоанна закончилось, началось время Христа. Иоанн был очень известный среди народа, а Христа не кто не знал. По этому один умаляется другой возрастает. | |
| | | Афанасий
Сообщения : 4655 Дата регистрации : 2011-03-25 Возраст : 78 Откуда : Москва
| Тема: Re: Две рыбы и пять хлебов. Вт Авг 27, 2013 10:06 am | |
| | |
| | | | Две рыбы и пять хлебов. | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |