Каждый верующий христианин должен постоянно изучать Священное Писание, а потому чтение Евангелия сопровождает православного человека всю жизнь. Но зачастую, из года в год читая одни и те же строки Евангелия, мы даже не представляем, что каждое из них имеет отличительные особенности, составлялось для разных групп людей и при разных обстоятельствах. Что такое "синоптическое Евангелие" и по чьей просьбе появилось Евангелие от Иоанна? Рассмотрим в нашей статье.
Как известно, каноническими признаны 4 Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ
Евангелие от Матфея было написано самым первым из всех четырех Евангелий. До того, как последовать за Господом, апостол Матфей был мытарем, то есть сборщиком налогов.
Евангелие от Матфея было написано на еврейском языке и обращено было преимущественно к евреям! Немного позже оно было переведено на греческий язык. Святой Матфей главной целью своего повествования ставил доказать евреям, что Иисус Христос и есть именно тот МЕССИЯ, о Котором предсказывали древние пророки!
Именно поэтому он начинает свое Евангелие с Родословия Иисуса Христа, желая показать евреям Его происхождение от Давида и Авраама. Также на предназначение Евангелия от Матфея для евреев указывает и то, что апостол Матфей приводит очень много (около 66 !) ссылок на Ветхий Завет, чтобы доказать исполнение пророчеств.
Назначение первого Евангелия для евреев видно и из того, что св. Матфей, упоминая об иудейских обычаях, не считает нужным объяснить их смысл и значение, как это делают другие Евангелисты; равным образом оставляет без объяснения и некоторые арамейские слова, употреблявшиеся в Палестине. Начинается Евангелие от Матфея Родословием Иисуса Христа и оканчивается Его прощальным словом к ученикам перед Вознесением Его.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА
Святой апостол Марк был иудеем, но не входил в число 12-ти ближайших учеников Господа, а потому не мог быть таким постоянным Его спутником и слушателем, как св. Матфей.
Свое Евангелие апостол Марк писал со слов и под руководством апостола Петра.
Интересным является и такой момент: только в Евангелии от Марка рассказывается некий эпизод про одного юношу, который завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Господом, когда Он был взят под стражу в Гефсиманском саду. Воины схватили этого юношу, и он, оставив покрывало, нагой убежал от них. Поскольку этот эпизод описан только в Евангелии от Марка, то древнее предание гласит, что этим юношей был как раз сам апостол Марк, а потому он единственный, кто это знал и об этом написал.
Климент Александрийский утверждает, что Евангелие от Марка - это в сущности запись устной проповеди апостола Петра, сделанная св. Марком по просьбе христиан, живших в Риме.
Действительно, Евангелие от Марка обращено к христианам из язычников (в отличии от Евангелия по Матфею). В нем очень мало говорится об отношении учения Господа Иисуса Христа к Ветхому Завету и приводится очень мало ссылок на ветхозаветные книги. Зато в нем встречаются латинские слова и даже "лепта" объясняется, как "кодрант" (от латинского слова). Нагорная проповедь Спасителя в Евангелии от Марка пропускается, ведь в ней говорится о превосходстве Нового Завета над Ветхим, а язычники не могли знать ветхозаветных писаний.
Основное внимание апостол Марк концентрирует на описании чудес, совершенных Иисусом Христом, которые подчеркивают Царское Величие и Всемогущество Божие. Также апостол Марк показывает читателям, что Иисус - СЫН БОЖИЙ, в то время, как св. Матфей показывал родство Спасителя с царем Давидом.
Евангелие от Марка отличается своей краткостью (это объясняется тем, что оно представляет собою запись устной проповеди ап. Петра).
Время написания этого Евангелия историки относят примерно к 10 году по Вознесении Господнем.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ
Как пишет во вступлении сам апостол Лука, свое Евангелие он написал по просьбе одного знатного мужа по имени "Феофил", жившего в Антиохии. При составлении Евангелия апостол Лука пользовался не только рассказами очевидцем земной жизни Спасителя, но и уже имеющимися к тому моменту письменными записями об учении Господа. По его собственным словам, Лука тщательно исследовал все эти записи, а потому его Евангелие отличается особенной точностью в изложении фактов и строгой хронологической последовательностью!
Поскольку св. Лука рассказывает в своем Евангелии только о тех наставлениях Господа, которые Он давал своим 70-ти ученикам, следовательно сам апостол в ходил в число этих 70-ти учеников.
В Евангелии от Луки большее внимание обращено на то, что Спаситель пришел в мир не только ради иудеев, но и ради язычников, то есть Христос есть СПАСИТЕЛЬ ВСЕХ ЛЮДЕЙ. А потому родословие Господа нашего в Евангелии от Луки доведено до Адама и Самого Бога, а не ограничивается царем Давидом или Авраамом.
Никто так ярко не изобразил любви Божией к кающимся грешникам, как это сделал св. Лука, приведший в своем Евангелии целый ряд притч и действительных событий на эту тему.
На Евангелие от Луки сильное влияние оказала проповедь апостола Павла, поскольку св. Лука был его спутником. Апостол Павел в своих проповедях обращал внимание, что Господь пришел в мир спасти всех, а не только евреев, а потому и Евангелие от Луки поддерживает эту мысль.
Евангелие от луки начинается повествованием о явлении Ангела к пророку Захарии, отцу св. Иоанна Крестителя, и оканчивается рассказом о Вознесении Господа на Небо.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА
Евангелие от Иоанна стоит особняком в числе всех Евангелий. Оно очень сильно отличается от первых трех Евангелий и по форме повествования,и по содержанию.
Апостол Иоанн писал свое Евангелии позже всех, и оно получилось как бы дополнением и уточнение к первым трем.
Как гласит предание, четвертое Евангелие написано Иоанном по просьбе ефесских христиан или даже малоазийских епископов. Они принесли ему три первых Евангелия и просили его дополнить их речами Господа, которые они от него слышали. Св. Иоанн подтвердил истинность всего написанного в этих трех Евангелиях, но нашел, что многое необходимо добавить к их повествованию, и, в особенности, изложить пространнее и ярче учение О БОЖЕСТВЕ Господа Иисуса Христа, чтобы люди с течением времени не стали о Нем думать, только как о «Сыне человеческом» (тогда уже начали появляться подобные ереси).
Первые три Евангелия (от Матфея, Марка и Луки) повествуют об одних и тех же событиях и приводят примерно одни и те же слова Господа, а потому их называют "Синоптическими". Евангелие от Иоанна отличается своим содержанием, приводит более полно слова Господа, а потому именуется "Пневматикой", то есть "Евангелием Духовным".
Это потому, что в то время как синоптические Евангелия повествуют, главным образом, о событиях земной жизни Господа, Евангелие от Иоанна и начинается изложением учения о Его Божестве, и далее содержит в себе целый ряд самых возвышенных речей Господа, в которых раскрывается Его Божественное достоинство и глубочайшие таинства веры, каковы, напр., беседа с Никодимом о рождении свыше водою и духом и о таинстве искупления, беседа с самарянкой о воде живой и о поклонении Богу духом и истиною, беседа о хлебе, сшедшем с небес и о таинстве причащения, беседа о пастыре добром и особенно замечательная по своему содержанию прощальная беседа с учениками на Тайной вечери с заключительной дивной, так наз. «первосвященнической молитвой» Господа. Тут мы находим и целый ряд собственных свидетельств Господа о Себе Самом, как о Сыне Божием. За учение о Боге Слове и за раскрытие всех этих глубочайших и возвышеннейших истин и тайн нашей веры св. Иоанн и получил почетное наименование «Богослова».
Важной особенностью Иоаннова Евангелия является еще то, что в то время как первые три Евангелиста повествуют, главным образом о проповеди Господа Иисуса Христа в Галилее, Св. Иоанн излагает события и речи, имевшие место в Иудее.
Только в Евангелии от Иоанна рассказывается о таких событиях, как: беседа Христа с Никодимом, встреча Спасителя и самарянки у колодца, восстановление апостола Петра в апостольском служении.
Статья создана на основании книги архиепископа Аверкия (Таушева) "Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие".