Сообщения : 11485 Дата регистрации : 2011-03-04 Возраст : 69 Откуда : Ярославль
Тема: Re: Иоанн Васильевич IV Грозный. Канонизация? Вт Ноя 18, 2014 12:10 pm
Из выступления на секции «Клуб православных журналистов» XI Международных Рождественских образовательных Чтений. 31 января 2003г. Протоиерей Владислав Цыпин. Идея этой канонизации – провокационная
Следует сказать несколько слов и относительно церковной дисциплины. Конечно, нет и не может быть никаких официальных церковных решений, которые бы выражали отрицательные суждения о тех или иных деятелях прошлого. Анафеме подвергаются лица здравствующие, а не уже представшие на Суд Божий. Поэтому и не может быть официального церковного постановления, где было бы сказано, что такой-то и такой-то никогда не будет канонизирован. Тем не менее церковное отношение к тем или иным историческим деятелям находит свое выражение в выступлениях Предстоятеля Церкви. По меньшей мере, для духовенства его суждения должны быть ориентиром, обязывающим ориентиром. После того как Святейший Патриарх Алексий II неоднократно назвал и саму идею канонизации Ивана Грозного и Распутина, и всю кампанию вокруг нее провокационной и вредной для Церкви, выступления в печати священнослужителей с иной, чем у Патриарха, позицией по этому вопросу могут рассматриваться только как грубое попрание церковной дисциплины. Для таковых авторов из духовенства дисциплинарные меры могут стать вполне естественными и необходимыми. Что касается церковной печати, если она действительно церковная, если журналы или газеты издаются по благословению Святейшего Патриарха или епархиальных архиереев, то в таких изданиях не может быть места для пропаганды идей, на вредность которых недвусмысленно указало священноначалие. Что же касается мирян, которые выступают в нецерковной печати на эти темы, то они ответственны за все печатные выступления перед своей совестью и Богом. http://www.anti-raskol.ru/pages/1686
Админ. Администратор
Сообщения : 11485 Дата регистрации : 2011-03-04 Возраст : 69 Откуда : Ярославль
Тема: Re: Иоанн Васильевич IV Грозный. Канонизация? Вт Ноя 18, 2014 12:16 pm
Грозный лик. Иоанн IV как идеал вождя воинствующей Церкви. Андрей Григорьев В кафедральном соборе Анадыря, покинутом епископом Анадырским и Чукотским Диомидом (Дзюбаном) в июле 2008 года после лишения его сана Архиерейским Собором, была обнаружена висевшая рядом с образами Христа и Богородицы икона «благоверного царя Ивана Грозного». Впрочем, как отметил в то время епископ Егорьевский Марк (Головков), «епископ Диомид высказывал мнения, которые противоречат мнению священноначалия, значительно раньше, еще в 2004 году... я узнал, что уже тогда у него в храме висели «иконы» царя Ивана Грозного, Григория Распутина». По мнению Церкви, невозможно канонизировать Грозного, пославшего Малюту Скуратова убить Митрополита Московского Филиппа (Колычева) и расправившегося (по ряду летописных версий – собственноручно) с игуменом Псково-Печерского монастыря Корнилием, залившего кровью Тверь и Новгород во время своего карательного похода 1570 года. Но у апологетов царя есть свое мнение на сей счет. «Казнив игумена Корнилия, государь Иоанн Грозный спас его для жизни вечной, не допустил полного падения его в прелесть», – утверждал в 2002 году писатель Андрей Хвалин. «Смерть от руки его (Христа. – «НГР») наместника – Царя – символизировала помощь грешнику», – пояснял в газете «Царскiй опричникъ» (№ 20, 2001 год) Александр Елисеев, известный своими книгами с апологетикой «большого террора» 1937 года и «красного монарха» Иосифа Сталина. http://www.anti-raskol.ru/pages/1244
noname
Сообщения : 1182 Дата регистрации : 2012-11-25 Возраст : 46 Откуда : Оренбург
Тема: Re: Иоанн Васильевич IV Грозный. Канонизация? Вт Ноя 18, 2014 4:25 pm
А на форуме Саккоса собрались одни почитатели "святого благоверного" царя, мне рот затыкают, грозят баном. Правду никто не любит, она им глаза колет.
Гость Гость
Тема: Re: Иоанн Васильевич IV Грозный. Канонизация? Вт Ноя 18, 2014 5:40 pm
Споры о святости Иоанна IY принимают по большей части политизированные оттенки. Монархисты - ЗА, либералы и демократы - ПРОТИВ.
Админ. Администратор
Сообщения : 11485 Дата регистрации : 2011-03-04 Возраст : 69 Откуда : Ярославль
Тема: Re: Иоанн Васильевич IV Грозный. Канонизация? Вт Ноя 18, 2014 6:46 pm
noname пишет:
А на форуме Саккоса собрались одни почитатели "святого благоверного" царя, мне рот затыкают, грозят баном. Правду никто не любит, она им глаза колет.
Пожалеть?
Админ. Администратор
Сообщения : 11485 Дата регистрации : 2011-03-04 Возраст : 69 Откуда : Ярославль
Тема: Re: Иоанн Васильевич IV Грозный. Канонизация? Вт Ноя 18, 2014 6:48 pm
вера пишет:
Споры о святости Иоанна IY принимают по большей части политизированные оттенки. Монархисты - ЗА, либералы и демократы - ПРОТИВ.
Вера, думаю все проще. Надо все же лучше прислушиваться к мнению Патриарха или не авторитет?
Гость Гость
Тема: Re: Иоанн Васильевич IV Грозный. Канонизация? Вт Ноя 18, 2014 7:53 pm
Админ. пишет:
вера пишет:
Споры о святости Иоанна IY принимают по большей части политизированные оттенки. Монархисты - ЗА, либералы и демократы - ПРОТИВ.
Вера, думаю все проще. Надо все же лучше прислушиваться к мнению Патриарха или не авторитет?
Разве это было мнение Патриарха? Тогда это было мнение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Есть более поздние мнения Патриарха Кирилла насчет Грозного?
Админ. Администратор
Сообщения : 11485 Дата регистрации : 2011-03-04 Возраст : 69 Откуда : Ярославль
Тема: Re: Иоанн Васильевич IV Грозный. Канонизация? Вт Ноя 18, 2014 7:58 pm
Тема: Re: Иоанн Васильевич IV Грозный. Канонизация? Вт Ноя 18, 2014 8:42 pm
Админ. пишет:
Это было в 2011г. Любопытно почитать.
Простите, Админ, а вы точно в с ё читали по приведенной Вами ссылке? Я в недоумении от неё, и мне не совсем понятно Ваше к ней отношение.
Гость Гость
Тема: Re: Иоанн Васильевич IV Грозный. Канонизация? Вт Ноя 18, 2014 8:58 pm
Сторонники канонизации Ивана Четвертого ссылаются на святцы Коряжемского монастыря. Однако там больше вопросов, чем ответов.
Действительно, существуют подлинные «Святцы Коряжемского монастыря», в которых сказано: «Июня 10 – обретение святого телеси великомученика царя Иоанна». Несмотря на свою древность (святцы были закончены всего через 37 лет после смерти Ивана IV , в 1621 году), они не отличаются большой достоверностью. Например, киевский игумен Авраамий помещен них в пятый век по Рождестве Христовом, за пятьсот лет до крещения Руси! Кроме того, нет никаких доказательств того, что данная запись относится именно к царю Ивану IV. Во всяком случае, чтобы обрести «святое тело», его для начала нужно извлечь из могилы. Тело же Ивана IV после его погребения неподвижно лежало в Архангельском соборе Кремля вплоть до 1963 года, когда оно было извлечено и обследовано антропологом М. М. Герасимовым. Каких – либо следов прежнего «обретения» и перезахоронения останков Ивана IV им обнаружено не было. Ко времени написания Коряжемских святцев Церковь знала немало святых царей и князей с именем Иоанн. Один из них — мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский ( X век), именуемый в Сербии царем и великомучеником . Его нетленные мироточивые мощи, от которых совершилось множество чудес, многократно переносились, и далеко не все даты их перенесений известны. Возможно также, что в упомянутой записи говорится о сербском короле Иоанне6 ( XV – начало XVI в.), мощи которого были настолько почитаемы в Сербии, что были сожжены турками в XVIII веке. Между тем, данной записи явно недостаточно для того, чтобы называть «святым великомучеником» царя Ивана IV.
Сообщения : 11485 Дата регистрации : 2011-03-04 Возраст : 69 Откуда : Ярославль
Тема: Re: Иоанн Васильевич IV Грозный. Канонизация? Пн Ноя 24, 2014 7:34 pm
Об опричнине из летописи
Пискаревский летописец, нач. XVII в.:
Лета 7072 (1564)-го…О опришнине. Того же году попущением божием за грехи наши возъярися царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии на все православное християнство по злых людей совету Василия Михайлова Юрьева да Олексея Басманова и иных таких же, учиниша опришнину разделение земли и градом. И иных бояр и дворян, и детей боярских взяша в опришнину, а иным повеле быти в земских. А грады также раздели, и многих выслаша из городов, кои взял в опришнину, и из во[т]чин и ис поместей старинных. А сам царь живя за Неглинною на Петровке. А ходиша и ездиша в черном и все люди опришницы, а в саадацех помяла. И бысть в людех ненависть на царя от всех людей. И биша ему челом и даша ему челобитную за руками о опришнине, что не достоит сему быти. И присташа ту лихия люди ненавистники добру сташа вадити великому князю на всех людей, а иныя по грехом словесы своими погибоша. Стали уклонятися [к] князю Володимеру Андреевичю. И потом большая беда зачалася…
Лета 7077 (1569) году. Царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии самодержец, силный и храбрый, громил в осень славный и великий Новград. Того же году недород был великой хлебного плоду: рожь обратилась травою мялицею и бысть глад велий по всей вселенней.
Сообщения : 11485 Дата регистрации : 2011-03-04 Возраст : 69 Откуда : Ярославль
Тема: Re: Иоанн Васильевич IV Грозный. Канонизация? Вт Ноя 25, 2014 4:25 am
Бежецкий погром
«Близ царя, близ смерти» — говорили наши предки. И в этом твердо убеждаешься при изучении документов, рассказывающих о посещении Иваном Грозным Верховья Мологи. В 1568 г., на третий год учреждения опричнины, царь приезжает в Бежецкий Верх. Его поездка была связана с делом конюшего Ивана Петровича Федорова (иногда пишется двойная фамилия Федоров-Челяднин), одного из влиятельных людей своего времени.
В пору малолетства Ивана IV И.П.Федоров стоял в стороне от дворцовых интриг и борьбы боярских партий, часто принимал участие, как воевода, в различных походах. «Возвышение, — пишет о нем академик С.Б.Веселовский, — начинается с того времени, когда подрастающий Иван IV стал освобождаться от влияния придворной знати, правившей государством в его малолетство. В 1544 г. Иван Петрович сразу получил боярство», в 1547 г. он находился при царе в Коломенском походе, а еще через два года «...получил высокое звание конюшего и стал одним из самых близких царю людей»...
После казни И.П.Федорова, членов его семьи и слуг, Иван Грозный с опричниками отправились в поместья бывшего конюшего. Его главные владения располагались в Бежецком Верхе, где ему принадлежали села «Борисоглебское с деревнями, починком Незделком и погостом Логиновым», Слепнево, Семенцово, Ивановское Большое и Ивановское Меньшое и другие. Р.Г.Скрынников отмечает: «Грозный лично возглавил карательный поход в бежецкие вотчины конюшего. В походе, продолжавшемся до 5 недель, участвовали многочисленные опричные отряды»...
О зверствах карательной экспедиции царя в поместьях конюшего свидетельствуют записки опричника-переводчика А.Щлихтинга. Он пишет, что опричники шли, «производя всюду истребление, опустошение и убийства». Захватывая в селениях слуг И.П.Федорова, Грозный «велел обнажить их, запереть в клетку или маленький домик и, насыпав туда серы и пороху, велел зажечь, так что трупы несчастных, поднятые силой пороха, казались летающими в воздухе. Тиран очень забавлялся этим обстоятельством и воображал, что таким убийством людей он устроил себе подобие трофея и триумфа. Весь крупный и мелкий скот и лошадей, собранных в одном месте, тиран приказал рассечь на куски, а некоторых и пронзить стрелами, так-то он не пожелал оставить живым в каком-либо месте даже маленького зверька. Поместья и кучи хлеба он зажигал и обращал в пепел. Он приказывал убийцам насиловать у него на глазах жен и детей тех, кого он убивал, и обращаться с ними по своему произволу, а затем умерщвлять. Что же касается жен поселян, то он приказал обнажать их и угонять в леса, как скот, причем тайно были расположены засады из убийц, чтобы мучить, убивать и рассекать этих женщин, бродивших и бегавших по лесам» Описание карательного похода в «Сказании» А.Шлихтинга подтверждают и показания князя А.Курбского о том, что Иван Грозный «...так на того Иоанна разгневался, иже не токмо его шляхетных людей всенародно погубил и различными муками помучил, но и места их и села — все пожег, сам ездя с кромешными своими, елико где обрелись, с женами и детками их сосущих от сосцов матерных, не пощадил»...
С.И. Сенин - “Бежецкий Верх” Сборник статей по истории Бежецкого края